Еврейский Калейдоскоп. Главы Бехар и Бехукотай.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Что значит слово «с’пиах» ρτιη (Вайикра 25:5)?

В данном контексте, имеется в виду то, что растет само  из семян, опавших во время жатвы (самосев).

Почему Тора сообщает (25:7), что плоды земли в седьмой год, также будут есть животные?

Простой смысл видимо в том, что даже диких животных нельзя прогонять, когда они едят плоды седьмого года (см. Бехор Шор). Вдобавок, согласно Халахе в седьмой год, пока на поле еще есть плоды для животных, можно забирать фрукты домой. Но когда животные уже не могут найти этот вид плодов на поле, индивидуумы должны уничтожить (а по другим мнениям сделать хефкер – ничейными) эти плоды дома.

Кто именно должен считать (25:8) семь раз по семь лет?

49 лет до Юбилейного года считает еврейский суд (Бет Дин).

Как на библейском иврите называется двоюродный брат (кузен)?

«Бен Дод» - дословно сын дяди (Вайикра 25:49). (Разумеется, двоюродный брат может быть сыном тети, и тогда его называют «Бен Дода»).

Каковы параметры запрета (Вайикра 26:1) устанавливать «эвен маскит» (камень преткновения)?

Наши мудрецы объясняют, что запрещено падать ниц на каменную поверхность вне Храма (Mегuлa 22б), а раввины запретили падать ниц с распростертыми руками и ногами даже на обычный пол, если ничего не подложили (см. Шулхан Арух, Орах Хаим 131:8). 

В каком смысле используется слово «херем» (27:28) «Только херем, если кто-либо обречет Всевышнему, из всего ему принадлежащего … не будет продано и не будет выкуплено».

Слово херем переводят как «обреченное» или «табу». Халаха следует мнению, что по умолчанию «херем» отдают коэнам.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Хотя бар мицва празднуется в 13 лет, но в некоторых отношениях полное созревание наступает только в 20 лет. Где эта идея подсказана в нашей главе?

В нашей главе описывается «эрех» - оценка стоимости человека, которую можно было пожертвовать Храму. Самый большой «эрех» установлен для возраста от 20 до 60 лет (Вайикра 27:3). (Кроме этого, в еврейскую армию брали с 20 лет, см. Бемидбар 1:3, евреев в пустыне считали с 20 лет, Шекалим давали с 20 лет, см. Шемот 30:14. Так же Всевышний  не наказывал тех, кому не исполнилось 20 лет, за грех разведчиков, см. Бемидбар 14:29. И вообще, Суд Всевышнего не наказывает человека до 20 лет, см. Шаббат 89б, Йерушалми, Бикурим 2:1, Бемидбар Рабба 18:4, Зоар 1:118б, 3:293б, Рамбам к Мишне Санхедрин 7:4, Р. Бахъе, Шемот 30:13, Аризаль, Ликуте Тора, Шемот. Заметим, что согласно Кабале, разные уровни души присоединяются к человеку в разные времена: в день рождения, в 13 лет и в 20 лет, см. Аризаль, в Шаар Агилгулим, 7 и в Эц Адаат Тов, Ки Таво, см. также Зоар 2:98а).

А откуда мы вообще знаем из Торы, что в 13 лет мальчик взрослеет?

В отличие от возраста 20 лет, который, ка мы написали выше, упомянут в Торе множество раз, возраст в 13 лет вообще в Торе не упоминается. Согласно многим мнениям, возраст бар мицвы – это «Халаха ЛеМоше МиСинай» (см. Тшувот А-Рош 16:1, хотя возможно этот возраст определен согласно времени половой зрелости, см. также Санхедрин 68б, см. также «Раши» к Авот 5:21, но см. Тшувот Маарил, 51). Заметим, что по халахе взрослым считается не просто мальчик, которому исполнилось 13, но вдобавок у него должны начать расти волосы на нижнем месте. Без физического созревания, он остается ребенком почти до 20 лет, а иногда и дольше (см. Шулхан Арух, Хошен Мишпат 35:2). Обычно физические знаки созревания появляются во время, (тем более в наше время, когда дети питаются нормально и созревают быстро), поэтому по умолчанию в 13 лет мальчика считают взрослым (см. также Мишна Берура, 53:25).

А откуда известно, что девочка взрослеет в 12 лет, и почему она взрослеет раньше мальчика?

Тора нигде не упоминает и возраст взросления девушек. Вдобавок, по отношению к женщинам, Тора упоминает промежуточный возраст девушки – наара. (Согласно Хазаль, обычно это возраст от 12 до 12 с половиной лет, см. Нида 65а, при условии, что у девушки во время появились физические знаки созревания, см. Нида 47б-48а). Девочки обычно взрослеют раньше мальчиков, и как говорит Талмуд, большее понимание (Бина) было дано женщинам. (Заметим, что в Талмуде, Нида 45б есть мнение, что наоборот мальчик взрослеет в 12 лет, а девочка – в 13, интересно также что Мидраш Сехель Тов, Бо 12:19 считает, что и девочка может получить Карет только в 13 лет).  

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Какая из трех частей Танаха (Тора, Невиим, Кетувим) самая большая?

Самая большая часть Танаха – это Невиим (пророки).

А что больше  - Мишна или вся Письменная Тора?

Количество слов в Хумаше меньше чем в Мишне, но во всем Танахе слов больше чем в Мишне. (Интересно, что в Талмуде Гитин 60б приводится спор, что больше – Устный Закон или Письменная Тора, и если считать, что основная часть Устного Закона изложена в Мишне, то получается, что ее размеры примерно сравнимы с Письменной Торой, но заметим, что согласно Раши, даже по мнению, что Письменная Тора – больше, имеются в виду также Мидраши, которые выходят из стихов Торы).

А во сколько раз весь Талмуд больше чем Письменная Тора?

Вавилонский Талмуд примерно в шесть раз больше, чем весь Танах, (и более чем в двадцать раз длиннее Хумаша).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если мойка находится около плиты, можно лить мыть руки в Шаббат, хотя брызги попадают на раскалённую плиту?

По букве закона, да (см. Нишмат Шаббат 4:69б).

Можно ли сидеть с мокрыми руками около батареи, чтобы они согрелись?

Шулхан Арух (Орах Хаим 326:5) приводит, что некоторые это запрещают (т.к. это подобно мытью рук водой, которую нагрели в Шаббат) и халаха следует этому мнению (см. Шмират Шаббат Кехилхета 14:24).

Если очень жарко, можно ли принять душ в Шаббат?

Горячий душ запрещено принимать в Субботу (и даже если использовать воду, которую нагрели до Шаббата). А насчет холодного душа, хотя обычай Ашкеназим не мыться в Шаббат, если очень жарко, можно разрешить, но нужно быть очень осторожным, чтобы не выжимать волосы, и не выжимать полотенце.

Поучения, Афоризмы:

(Танхума, Бехар 4): «А если обеднеет твой брат и продаст …» (Вайикра 25:25).  Это подсказывает ситуацию во время Амана, когда еврейский народ был «беден» в отношении заповедей, и был продан Ахашвейрошем Аману. «И придет его спаситель, который близок к нему, и выкупит его»  (Вайикра, там же). Это Мордехай, который выкупил еврейский народ, хотя мы заслуживали смерти за то, что участвовали в весельях на пире Ахашвейроша. Другое мнение, что Спаситель – это Сам Творец, Который близок к еврейскому народу, как сказано «детям Израиля, близкого к Нему народа» (Техилим 148:14). 

Предыдущая глава