Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Бехаалотха.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Согласно
Талмуду, в
какой-то
период
времени одно
из слов в
нашей главе
поменяло
значение, и
это
изменение
имело
отношение, в
том числе к трублению
в Рош
Ашану. Какое
это слово?
Талмуд (Шаббат
36а), в их время
простой люд
называл Шофар
– Хацоцрот
(трубы), а Хацоцорот
– Шофаром.
В нашей
главе описан
особый день
нашего календаря,
но Шулхан
Арух и Мишна Берура
не упоминает
никаких
специальных
обычаев, связанных
с этим днем.
Что это за
день?
Песах Шени.
Как ни
странно, Мишна
Берура
не упоминает
даже обычай
не говорить Таханун в
этот день (но
см. Арух Ашулхан, 131:12
и При Хадаш
131:7). Тем более
никакие
стандартные
книги халахи
не упоминают
обычай, есть
мацу в этот
день.
Единственно
где Мишна
Берура
упоминает Песах Шени
– это в главе 429,
что Моше
в Песах
уже начал
обучать
евреев
законам Песах
Шени, т.е.
заранее за
месяц, и
поэтому мы
тоже начинаем
изучать
законы
обычного Песаха
за месяц до
праздника.
Как известно,
в нашей главе
есть два
«перевернутых
Нуна». А
где еще в
Свитке Торы
по мнению Раши
написан
перевернутый
Нун?
В слове «беХаран»
(Берешит
11:32), Раши
пишет, что
буква Нун
перевернута
(см. также Р. Бахъе и Минхат Шай). Эта
традиция
сохранилась
в некоторых
Йеменских
свитках.
Ответы
на вопросы на
сообразительность.
Израильская
самолетная
компания
называется
«Эл Ал» («ввысь»
или «вверх»). А в
каком месте это
словосочетание
упоминается
в Танахе,
и что оно
значит?
Это
выражение
взято из
пророка Хошеа
(11:7): «А народ Мой
сомневается
в
возвращении
ко Мне, и (хотя)
зовут они ввысь
(Эл Ал), никто
из них не
возвысится».
Талмуд (Кидушин
82а) говорит,
что
большинство
моряков –
праведники
(т.к. в море они
постоянно
подвергаются
опасности – Раши). Да
заслужим мы,
чтобы и
большинство
пилотов Эл
Ала были праведными,
и поднимали
свой взор
вверх в молитве
Творцу.
А в
какой стране
находился
Библейский Тель Авив?
Тель Авив
упомянут в Йехезкеле
(3:15), и это было
какое-то
место в
Месопотамии.
Почему
на иврите имя
Трампа èøàîô
пишут не
через «пей
софит» (èøàîó)?
Последняя
буква фей ó – всегда
читается как
ф, и не бывает
с дагешем.
Поэтому
имена
собственные
и
географические
названия,
которые
кончаются на
«п», пишут через
пей ô
(например, øá ðôúìé èøåô).
Ответы
на вопросы на
эрудицию:
Какая халахическая
книга вышла
вскоре после Шулхан Аруха, и
хотя она не
заменила Шулхан
Арух (как
надеялся
автор), но ее
цитируют
практически
все
комментаторы
Шулхан Аруха.
Левуш
(дословно -
одежка). Р.
Мордехай
Яффе написал эту
книгу вместо Шулхан Аруха, и
хотя Шулхан
Арух
остался
главным
кодом
еврейского
закона, и Левуш
занял свое
почетное
место среди
важнейших
книг халахи.
А какой
комментатор
к книге,
упомянутой в
предыдущем
вопросе,
цитируется
более тысячи
раз автором Мишны Беруры?
Элияху Рабба
(сокращенно à"ø).
Этот
комментарий,
написанный к Левушу Равом Элияху
Шапиро, стал,
возможно, еще
более
популярным,
чем сам Левуш,
и сегодня его
нередко
печатают и
изучают отдельно
от Левуша.
Ответы
на вопросы по Халахе:
Если
человек
видит, как
маленький
ребенок
делает что-то
запрещенное
в Шаббат,
нужно ли его
остановить?
По букве
закона, чужие
люди не
обязаны останавливать
ребенка, (т.к. основная мицва «хинуха»
- обучения
относится к
родителям),
но если ребенок
уже достиг
возраста,
когда он
понимает заповеди,
то
желательно
сделать ему
замечание.
С какого
возраста
следует
отвечать Амен
на
благословения
ребенка?
С
возраста,
когда он
понимает, что
молится Творцу,
а не просто
повторяет
слова
благословения
за
родителями.
С какого
возраста
можно
включать
ребенка в зимун?
Ашкеназим не
считают
ребенка в зимун,
пока он не
достиг бар мицвы, но Сефардим
включают
одного
ребенка с
девяти лет, (а
по некоторым
мнениям уже с
шести лет),
если остальные
взрослые. В
любом случае,
если всего есть
достаточно
взрослых
мужчин для зимуна, то
и
присутствующие
дети
отвечает со
всеми, как
часть мицвы
«хинуха» -
обучения
детей.
Истории,
Шутки,
Афоризмы:
Наши
раввины
учили: трое
кричат, и
[Всевышний]
им не
отвечает
[потому, что
они сами
виноваты в
своем
несчастье].
Тот, кто
имеет деньги
и дает их в
долг без
свидетелей;
приобретающий
себе хозяина;
и подкаблучник
своей жены.
Что значит «приобретающий
себе
хозяина»?
Некоторые
говорят, что
имеется в
виду тот, кто
приписывает
свое богатство
нееврею
[чтобы другие
евреи от него
не просили денег,
но позже нееврей
подаст на
него в суд, и
приведет
свидетелей,
что этот
человек сам
признал, что
это его деньги
принадлежат нееврею].
Другие
объясняют,
что имеется в
виду тот, кто
передал свое
имущество
своим детям
еще при
жизни, [и
больше дети
его не
уважают, т.к.
уже получили
свое
наследство].
Другие
говорят, что
это тот, кому
плохо в его
городе, и он
не
переезжает
[искать свое
счастье] в
другом месте
(Бава Мециа
75б).