Еврейский
Калейдоскоп.
Глава Бехукотай.
Лерефуа Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы
для детей
(Тора для
«младших
школьников»):
Почему мы
обычно
читаем Бехукотай
перед Рош
Ходеш Сиван?
Мы хотим
закончить
все
проклятья не
перед самым Шавуотом (Мегила 31б),
поэтому
перед Шавуотом
обычно
читают главу Бемидбар,
а за неделю
до этого,
перед Рош
Ходеш Сиван
читают нашу
главу.
Почему в
некоторых
синагогах в
эту неделю обязательно
получает «алию»
сам Баал
Коре?
У многих
принято, что Баал Коре
сам читает
отрывок
«благословений
и проклятий»
(т.к. никто не
хочет, быть
вызванным, чтобы
ему читали
проклятья во
втором лице:
«и Я обрушу на
вас смятение,
чахотку и
огневицу,
томящие глаза
и истязающие
душу …», см.
также Шавуот
36а).
В какой
еще главе,
кроме нашей
множество
«благословений
и проклятий?»
В главе Ки Таво. Оба
эти отрывка
называют тохеха
(упрек).
А в какой из
этих двух
глав больше
проклятий?
В главе Ки Таво
вдвое больше
проклятий,
чем в нашей
главе (см. Мидраш
Танхума, Ницавим).
Сколько
времени
длилось наше
изгнание в
Вавилон?
Почему?
Наше
изгнание в
Вавилон
продлилось 70
лет, как было
предсказано
пророком Йирмияху
(25:11-12; 29:10). За это
время земля
«отдохнула»
от всех тех
седьмых и
юбилейных
лет, когда мы
не давали ей
отдыхать (Вайикра
26:34).
Тора описывает
«эрех»
мужчин и
женщин (сумму
денег,
которую могли
добровольно
пожертвовать
храму за человека,
видимо как
своего рода
«выкуп»). Эта
сумма
зависела
только от
пола и
возраста. А в
каком случае
пожертвование
Храму за
человека
зависело от
других
факторов?
Человек мог
подарить
Храму просто
«дамим»
(свою
«стоимость»).
А какой тип
людей не имел
«эрех?»
Ребенок до
месяца не
имел «эрех»,
а также
не
существовал «эрех»
людей, пол
которых
неясен (тумтум
и андрогинос - ανδρόγυνος).
А чей «эрех»
был равен
выкупу
первенца?
Эрех
мальчика от
месяца до 5
лет равен 5 шекалим.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Во время,
когда
практиковался
Йовель,
при продаже
поля, хозяин
получал его
назад в
Юбилейный
год. А в каких
случаях
человек мог
потерять
свое поле
навсегда?
Если человек
посвящал
свое поле, то
он мог его
выкупить, но
если он не
выкупил, то
тот, кто выкупал
поле,
использовал
его до
юбилейного
года, а в
юбилейный
год это поле
возвращается
не хозяевам,
а коэнам.
(Также
человек мог
сделать поле
«херем» для Храма
или для коэнов,
и его уже не
выкупали).
Какая
монета, кроме
«шекеля»
упомянута в
нашей главе?
А как
называли
подобную
монету во время
Хазаль?
Гера. Тора
говорит, что
шекель равен
20 гера. В
Талмуде эта
небольшая
серебреная
монетка
называется «меа» (îòä). Позже,
вес шекеля
был увеличен,
и он уже
весил 24 меа.
А какую
монету во
время Хазаль
называли
«шекель?»
Почему?
В Талмуде
слово
«шекель»
обычно
значит пол Библейского
шекеля, а сам
Библейский
шекель
называется
по-арамейски
«села». Рамбан
считает, что
причина в том,
что каждый
еврей давал
каждый год
пол шекеля, и
стали эту
монету
называть
шекель (вообще
слово шекель
– это просто
определенный
вес).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию:
На какие дни
недели может
попадать Рош
Ходеш Сиван?
Воскресенье,
вторник,
среда,
пятница (Орах
Хаим 428:2).
А на какой
день недели
попал Рош
Ходеш Сиван в
год Исхода?
В Талмуде (Шаббат 86б)
есть диспут
насчет этого.
Некоторые
мудрецы
считают, что Рош Ходеш
Сиван
попал на
воскресенье (также
считают Пирке
Дерабби Элиэзер, глава
45 и Мехилта),
а другие
считают, что
на
понедельник (также
считает Седер
Олам, 5). Но Ибн Эзра
(Шемот 40:2) с
этим спорит
(см. ниже).
А на какой
день недели
попал Рош
Ходеш Сиван на
следующий
год? А в какой
день был Шавуот?
Согласно
Ибн Эзра
(Вайикра
23:11), наш первый Шавуот во
второй год
после Исхода
мы
праздновали в
воскресение
(по этой
причине Тора
говорит
считать семь
недель Омера
«в день после
Субботы», т.к. в
том году Песах
попал на Шаббат).
Согласно
этому, Рош
Ходеш Сиван
вероятно
попал на
вторник (хотя
мог попасть
на
понедельник
или среду). Но
согласно
этому
подсчету
маловероятно,
что Рош Ходеш Сиван
в первом году
был в
воскресенье
или понедельник,
т.к. обычно
между двумя
годами Рош
Ходеш
сдвигается
хотя бы на
три дня (см.
Ибн Эзра, Шемот 40:2, но
см. также его
слова к Шемот
16:1).
Ответы
на вопросы по Халахе:
Можно ли
принимать
лекарства от
сна, чтобы не
спать в Шавуот?
Существует
диспут на
счет того
считаются ли
таблетки от
сна видом
лекарства,
которые
нельзя
принимать в Шаббат, и
тогда по
большинству
мнений
запрет
относится и в
Йом Тов (см. Шмират
Шабат Кехилхета
34:31, Нишмат Шаббат 5:384,
Писке Тешувот
328, пометка 509). Но,
разумеется,
по всем
мнениям нет
никакого
запрета, пить
кофе высокой
концентрации,
что также
хорошо
помогает не
заснуть.
Можно ли в Шаббат
пойти
поспать днем,
чтобы потом
не спать ночью
в Шавуот?
Да. Но по
некоторым
мнениям не
следует говорить,
что он
специально
идет
выспаться
сейчас, чтобы
потом
не спать.
Можно ли
пойти
поспать
после
рассвета в Шавуот
после
занятий
Торой ночью,
а потом уже
помолиться Шахарит?
Если
поставить
заранее
несколько
будильников,
то можно
(разумеется,
будильники
ставят еще до
Субботы,
которая в
этом году
перед Йом
Товом). Но
желательно
все таки
прочесть Шма,
и иметь в
виду, что
если потом
проспит, то
он сейчас
хочет
выполнить
заповедь
утреннего Шма.
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Авот ДеРабби
Натан 28:9): Хилель
учил: тот, что
много ест,
много
выводит
(кала). Тот, кто
увеличивает
плоть
(растолстел),
увеличивает
тлен и червей
(его тело
даст больше
пищи
червякам). А
вот тот, кто
увеличивает
количество
добрых дел –
доставляет
себе мир (в
Будущем
Мире).