Еврейский
Калейдоскоп.
Главы
Ахаре-Кедошим.
Лерефуа
Шлема Шель
Раиса бат
Соня.
Ответы
на вопросы к
главе Торы:
Тора
говорит, что
в Йом Кипур
мы должны
усмирять
свои души
(Таану Эт
Нафшотехем).
А где согласно
Талмуду подсказаны
пять видов
«усмирения»?
Тора пять
раз говорит
по отношению
к Йом Кипуру «присмирять
свои души»
(дважды в
нашей главе,
в стихах 16:29 и 31,
дважды в
главе Эмор 23:27 и
32, и в Бемидбар
29:7).
Из какого
стиха в нашей
главе Талмуд
учит, что
следует
нарушить
Шаббат, чтобы
спасти человеческую
жизнь?
Талмуд (Йома
85б) учит, что
раз Тора
говорит «àÂùÑÆø éÇòÂùÒÆä àÉúÈí
äÈàÈãÈí åÈçÇé áÌÈäÆí»
(законы,
которые
будет
исполнять
человек, и
вить ими). Значит
законы даны
для жизни, а
не чтобы
умирать из-за
них (хотя есть
исключения,
например,
запрет на
идолопоклонство).
А где еще в
Танахе
используется
подобное выражение?
Пророк
Йехезкель
трижды
использует
выражение «àÂùÑÆø éÇòÂùÒÆä àÉúÈí
äÈàÈãÈí åÈçÇé áÌÈäÆí» (в
главе 20,
стихах 11, 13 и 21).
Ответы
на вопросы на
сообразительность
и на
эрудицию.
Почему
наиболее
старая
коллекция
комментарий
к Пирке Авот
называется
«Авот Дерабби
Натан»?
Это
отнюдь
неочевидно. Возможно
основа этого
Мидраша
базировалась
на учениях
школы Рабби
Натана. Но
не весь
трактат был
составлен
Рабби Натаном,
ведь Рабби
Натан был старше
Реббе (автора
Мишны), и он
был коллегой
Рабби Меира,
и отца Реббе –
Рабан Шимона
бен Гамлиэля
(см. в конце
трактата
Хорайот), а в
«Авот Дерабби
Натан»
упоминаются
и Амораи из поколений
после Реббе
(например,
Рабби Йехошуа
бен Леви).
Где обычно
напечатан
этот Мидраш?
В
стандартных
изданиях
Талмуда,
«Авот Дерабби
Натан»
напечатан в
томе с
трактатами
«Авода Зара» и
«Хорайот»,
видимо
потому, что в
этом томе напечатана
и Мишна «Авот».
Там же
напечатано
множество других
«Малых
Трактатов»
(Софрим,
Мезуза, Сефер
Тора, Цицит,
Герим, Кала и
др.)
А что такое
вторая
версия «Авот
Дерабби Натан»
и когда она
впервые была
напечатана?
Примерно
век назад был
обнаружен и
напечатан
манускрипт
совсем
другого
комментария
к Пирке Авот,
и его обычно
называют
«Авот Дерабби
Натан II».
Ответы
на вопросы по
Халахе:
Когда
едят фрукты
Земли
Израиля,
благословение
«Меэн Шалош»
заканчивается
словами: «Аль
Хаарец Веаль
Перотеа» (за
землю и за ее
фрукты).
Относится ли
этот закон,
если человек
который ест
Израильские
фрукты, сам
находится вне
Израиля?
Хотя
существовал
диспут на
этот счет,
закон
следует
мнению, что
даже вне
Израиля говорят
««Аль Хаарец
Веаль
Перотеа»,
если сами фрукты
Израильские.
А что
делать, если
человек не
уверен,
являются ли
фрукты
Израильскими?
Тогда
говорят «Аль
Хаарец Веаль
Хаперот».
А если он
ел разные
фрукты из
семи видов,
некоторые из
которых
Израильские,
а другие нет,
нужно ли
говорить «Аль
Хаарец Веаль
Хаперот» или
«Аль Хаарец
Веаль
Перотеа»?
На этот
счет есть
диспут, и
по мнению
большинства
мудрецов
следует сказать
«Аль Хаарец
Веаль
Перотеа» (а
некоторые советуют
сказать и то
и другое: «Аль
Хаарец Веаль
Перотеа
Веаль
Хаперот»).
Поучения,
Шутки,
Афоризмы:
(Песахим 113б):
Троих,
Всевышний
ненавидит:
того, кто
говорит
устами одно,
а думает в
сердце
другое; и
того, у кого
есть
доказательство
в пользу
другого, но
он не идет в
суд
свидетельствовать
об этом; и
того, кто
видит что-то
неприличное
у другого, и
свидетельствует
против него в
суде один.
Однажды
случилось,
что Тувиа
согрешил, а
Зигуд пришел
и дал
показания
против него в
суде Рава
Папы. Рав
Папа
приказал
быть плетьми
… Зигуда. Тот
воскликнул
«Тувиа
согрешил, а
Зигуд
наказан!» Рав
Папа ответил:
«один
свидетель не
может
свидетельствовать
против
человека, а
ты
свидетельствовал
против него
один. Значит
это просто лошон
хара (в
смысле, ты
просто
портишь ему
репутацию)»
(см. Хофец
Хаим 4:5 насчет
исключений из
этого
правила).