Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
нашей главе
(20:14-21)
описывается,
что Эйсав не
дал
еврейскому
народу
пройти по их
территории,
когда мы
направлялись
в сторону
Земли
Израиля[1].
Тем не менее,
когда Моше
описывает
этот эпизод в
книге
Деварим, он
вроде
указывает,
что Эдом и
Моав дали
евреям
пройти по их
территории.
Как
объяснить
это
противоречие?
Ответ:
Когда Моше
перед
смертью
подводит итог
еврейской
истории, он
упоминает
наши грехи[2],
а также
некоторые
детали
отношений,
которые
сложились с
нашими
будущими
соседями. Он
описывает,
какие народы
жили в каких
местах, и
какие нации
завоевали их
и осели на их месте.
В том числе
он
рассказывает
о нашей встрече
с Эдомом,
Моавом и
Амоном.
Потом, когда
Моше доходит
до встречи с
Сихоном царем
Амореев, он
говорит:
«Пищу за
серебро продай
мне, и я буду
есть, и воду
за серебро
дай, и буду
пить - только
ногами моими
пройду, как
поступили со
мною сыны
Эйсава,
живущие на Сеире,
и Моавитяне,
живущие в Аре, …». На
первый
взгляд
кажется, что
Эдом и Моав
дали евреям
пройти по их
территории, и
теперь Моше
просит того
же от Сихона,
но в нашей
главе
сказано, что
эти нации не
пропустили
еврейский
народ.
Одно из
объяснений[3]
состоит в
том, что
слова «как
поступили со
мною сыны
Эйсава …»
относятся к
тому, что
Моав[4]
и Эдом
продавали[5]
еврейскому
народу еду.
Моше не хотел
открыто
говорить
Сихону, что
другие нации
нас не пропустили,
и лишь
попросил его
пропустить
нас и обещал,
что народ
Сихона на
этом не потеряет,
как другие
народы, через
которые мы
проходили,
смогли на нас
заработать.
Другая
возможность
состоит в
том, что
евреи прошли
по окраине
Моава и
Эдома, не
заходя во
внутреннюю территорию[6].
Не исключено
также, что
Эдом в нашей
главе, и потомки
Эйсава, жившие
на горе Сеир, упомянутые
в Деварим – это
разные части одной
общей нации[7].
Возможно
также, что
слова: "как
поступили со
мною сыны
Эйсава"
поясняют
слова
предыдущего
стиха: если
Сихон не даст
нашему
народу
пройти по его
земле, как
сделали
Эйсав и Моав,
мы все равно
пройдем, т.к. в
отличие от
родственных
нам наций, с
Сихоном мы
будем
воевать[8].
Наконец,
не исключено,
что слова
Моше в книге
Дварим нужно
разделить на
цитату его
послания
Сихону, и на
пояснения
самого Моше евреям.
Согласно
этому
подходу, Моше
перед смертью
описывая
весь
моральный
урок, который
мы должны
были выучить,
упоминает о
своем
желании
сохранить
мир с
Сихоном, и о
попытке
обойтись без
войны. Говоря
о том, как Моше
послал
сначала
Сихону
предложение
о мире и
взаимно
сотрудничестве,
он поясняет как
бы вскопках,
что в
результате
Сихон поступил
как Эйсав и
не пропустил
нас, что
закончилось
его поражением.
В
течение
последних
двух
столетий, во
время
развития
современной
науки во всех
областях,
стало
популярно
ставить под
вопрос многие
из принятых
концепций и
догм. Во
многих
случаях, это
было вполне
оправдано,
ведь на самом
деле без
этого не может
развиваться
наука. Тем не
менее, это
привело и к
упадку
уважения к
традиционно-религиозным
знаниям и постепенно,
почти во всех
университетах
была принята
теория Библейской
критики[9].
Заметив
противоречия,
как те,
которые мы обсудили
в нашем
очерке, критики
не хотели принять
традиционные
ответы, и
выбрали
вместо этого
теорию о
множестве
источников,
согласно
которой все
противоречия
объясняются
тем, что у
евреев были
разные
традиции,
которые позже
были
записаны в
одном
Пятикнижие.
Разумеется,
мы верим, что
Тора по
определению
скрытая
книга, и в ней
может быть
много непонятного.
Раз воля
Творца нам не
может быть
полностью
понятна,
также и Его
откровение.
Поэтому, даже
если были бы
противоречия,
которые мы не
сможем
адекватно
объяснить, это
не подорвет
нашу веру.
Кроме этого,
как писал
Профессор
Мордехай
Броер, раз у
Творца много
Имен и много
каналов
управления
миром[10],
Тора тоже
включаем
разные
проекции,
которые
таким
образом
кажутся
противоречивыми.
Получается,
что от Торы
на самом деле
ожидается,
что разные
описания
будут казаться
противоречащими[11].
Да
откроет нам
Всевышний
глаза, чтобы
мы глубже
понимали
слова Торы.
[1] Все
эти
государства
были справа
(на востоке)
от Святой
Земли. В
общем, детям
Авраама было
обещано в
конце дней
территории
десяти потомков
Кнаана, но
три из
территорий
получили
пока наши
родственники
(Эдом был прямым
потомком
Авраама, а
Амон и Моав
потомками
его
племянника).
Хотя эти три
родственные
нам нации
тоже
говорили на
Иврите, и ожидалось,
что они будут
нашими
союзниками,
уже в начале
истории они
проявили
враждебность.
Позже Тора
делает
невозможным
евреям смешиваться
с герами из
этих наций, в
случае Эдома
на два
поколения, в
случае Моава
и Амона
навсегда.
[2] См.
Раши к
Деварим 1:1.
[3] См.
Раши и Аэмек
Давар,
Деварим 2:29.
[4] Казалось
бы, Тора
(Деварим 2:5)
сама позже
описывает
грех Моава и
Амона,
которые не вышли
встречать
евреев с
"хлебом и
водой". Тем не
менее, они
возможно
продавали
нам еду за
деньги.
Возможно
также, что
Тора имеет в
виду, что
Амон не
встретил нас
с хлебом и
водой, но
Моав
встретил, а
грех Моава
заключался в
том, что они
наняли Билама,
чтобы нас
проклясть
(см. Рамбан,
Деварим 23:5).
[5] См.
также Талмуд,
Авода Зара 37б,
где сначала предполагается,
что эти стихи
подсказывают
закон о тех
видах пищи,
которые
можно покупать
у нееврея.
[6] См. Ибн
Эзра и Р.
Бахъе (Деварим 2:29).
[7] См.
Рашбам,
Дкварим 2:4.
[8]
Возможно,
Моше
специально
говорил
подсказками, и
не хотел
упоминать
открыто, что
Эйсав и Моав
нас не
пропустили.
[9] В
общем
конечно
Библейская
критика не
является
точной
наукой (см.
наши слова к
главе Ваера),
и многие из
самих
критиков
согласны, что
ничего не
могут
«доказать», и
поэтому
большинство
ортодоксальных
евреев не
пытаются дать
еврейских
ответ на их
критику. Тем
не менее,
среди
Модерных
Ортодоксальных
евреев, есть
исследования,
которые
начинают с тех
же
постулатов,
что и
критики, и
показывают,
что можно прийти
к
противоположным
заключениям,
поддерживающим
традиционную
точку зрения.
Одна из
первых работ
в этой области
- это
комментарии
Рава Давида
Цви Хофмана
из Германии
(автора
вопросов и
ответов "Меламед
Лехоил"),
написанные
более века назад.
Среди
Модерных
Ортодоксальных
евреев, эти
комментарии
считаются
наиболее важными
после комментарий
Раши!
[10] Подробнее
о Сфирот, см.
наш очерк
о десяти
веках.
[11] Простой
пример – это книга
Деварим.
Каббалисты уже
давно
обсуждали,
что эта книга
написана
другим
стилем и
происходит
из других
духовных
проекций, чем
остальная
Тора. Критики
же заключили,
что эта книга
написана
другим
автором.