Леилуй Нишмат
Гавриэль
бен Меир Лейб.
Ответы к
главе Аазину.
1. Почему
песнь Аазину
написана в
два столбца,
а не как «Шир Шел Ям»
(песнь,
которую Моше
и наш народ
пел у Моря)?
Обычно
песни
благодарности
пишутся в форме
укладывание
кирпичей, так
чтобы текст каждой
строчки был
между
пробелами
предыдущей
строчки. Но
строгие
песни, которые
говорят о
падении наших
врагов,
пишутся в две
колонки, как
бы показывая
угрожающую
непрочную
конструкцию (см. Ран, Мегила
16б, см. также Масехет Софрим,
глава 12).
2. Где еще в Танахе
отрывки
написаны в
два столбца?
Список
детей Аманы,
которых
повесили (Эстер
9:7-9), и список
царей Кнаана,
которых
убили (Йехошуа
12:9-24).
3. Первое
слово нашей
главы: "Аазину"
(прислушайтесь).
Почему
используется
это слово, а
не обычное
слово "Шма"?
«Хаазину»
призывает не
просто
услышать, но
внимательно
прислушаться. Моше
поэтически
обращается к
двум типам
людей: «Прислушайтесь
небеса и я
буду
говорить, и услышит
земля слова
моих уст». Праведников
и мудрых,
(которые
называются "небесами"),
он призывает
«прислушаться»,
а простой
люд,
(называемый
"землей") он
просит
услышать.
См. также наш
комментарий здесь.
4. Как мы
писали,
согласно Рамбаму,
последняя
(613-ая) мицва
Торы была в
предыдущей
главе. Но Рамбан
считает, что
613-ая заповедь
упомянута в
нашей главе.
Какая?
Мицва
делать
благословение
на чтение
(или изучение)
Торы. Это
подсказано
словами (32:3):
«Когда воззову
я Имя Б-га,
воздайте
славу
Всевышнему» (см. Брахот
21а).
5. Какая
разница в практической
халахе
между
мнениями Рамбама
и Рамбана?
Если
человек
неуверен,
сделал ли он
благословение
на Тору, по Рамбану
он должен
сделать
заново (см.
Мишна Берура
47:1)
6. Еврейский
народ
называется в
нашей главе необычным
словом. Каким,
что оно
значит, и где
еще используется?
В нашей
главе
используется
редкое слово
для нашего
народа: «Йешурун».
На Иврите,
первые три
буквы этого
слова такие
же, как у
слова Йисраэль.
Возможно, оба
слова
происходят
от слова Яшар
(прямой, см.
Ибн Эзра).
Еще в Хумаше
Йешурун
упоминается дважды
в следующей
главе, и один
раз в пророке
Йешаяху
44:2.
7. Стих 32:13
описывает,
что
еврейский
народ был "возведен
на высоты
земли". Что
подразумевается
под этим
выражением?
В каком-то
смысле
Святая Земля
– выше всех остальных
(Талмуд Санхедрин
87а, см. Рашбам).
Конечно
основное
значение
этого в духовном
плане, или в
символическом
смысле, а
также в плане
важности
этой земли. Но это
может быть
верно, и
физически
(здесь «высоту»
мы
рассматриваем
не как
расстояние
от центра
земли, но
имеется в
виду, что глобус
нужно
положить так,
чтобы
Израиль был
на самом
верху, см. Сефер
Аган Асохар
Рава Аарона
Хаима Цимермана.
Именно
вследствие
этого, многие
считают, что
еврейская
линия
перемены дат
находится на
90 градусов от
Иерусалима, (см. также
наш
комментарий здесь).
8. Наши
мудрецы учат
на базе
стиха: (32:36)
«Когда
увидит Он,
что
истощилась
сила, и нет защищенного
и
избавленного»,
что Машиах
придет, когда
у евреев не
останется
надежды. Что
имеется в
виду?
По мнению
Рава Якова Каменецкого,
имеется в
виду, что у
нашего
народа не
останется
другой
надежды на
спасение,
кроме вмешательства
Всевышнего.
9. По
некоторым
мнениям в
нашей главе
подсказана
концепция
возвращения
мертвых к жизни.
Где?
В стихе (32:39): Я
умерщвляю и Я
оживляю (см
Талмуд, Санхедрин
91:2) Другие
считают, что
здесь
подсказана
концепция «гилгуля»
(см. «Бен Пурат»
комментарий
к сидуру,
вторая броха
Шмоне Эсре).
10. Почему в
конце нашей
главы Тора
называет Йехошуа
- Хошеей?
Одно из
объяснений:
он был назван
снова Хошеей
из
скромности,
чтобы
подчеркнуть,
что хотя он
тоже
участвовал в
обучении
песне Хазину,
он не был
главным
лидером, пока
Моше не
умер. Другое
объяснение:
евреи знали
его как Хошеа,
и только
некоторым
лидерам было
известно, что
Моше дал
ему имя Йехошуа.
Вопросы
по законам Суккот.
11. Если в
первую ночь Суккот
идет дождь, и
когда он
закончился,
человек уже
поел, нужно
ли ему пойти
поесть в Сукке?
Да, если ночь
еще не
закончилась,
следует поесть
кезаит
хлеба в Сукке
и сделать
благословение
на Сукку.
(По некоторым
мнениям, если
дождь
закончился
уже во второй
половине
ночи, то в Сукке
следует
съесть хлеба
не меньше
размера с яйцо,
чтобы
сделать браху).
12. Можно ли
построить Сукку на
балконе?
Если прямо
над балконом
не нависает
крыша или
другой балкон
то да. (Если
только часть
балкона
находится
под крышей,
следует
проконсультироваться
с Раввином,
можно ли
построить
там Сукку
и если да то в
каком месте
можно будет
сидеть, чтобы
выполнить
заповедь.)
13. Если кто-то
заснул от
усталости
вне Сукки,
(и он один из
тех, кто
обычно спит
только в Сукке),
следует ли
его
разбудить?
Есть диспут
на этот счет,
и поэтому не
следует
этого делать.
14. Можно ли
использовать
чужую Сукку
без спроса?
Если нет
возможности
спросить
разрешения (у
хозяина или у
его жены), и в Сукку
можно зайти с
улицы, то по
умолчанию
предполагается,
что другой
еврей не
будет против,
чтобы его Сукку
кто-то
использовал
для мицвы
(например,
поел в ней;
разумеется,
потом нужно
убрать после
себя). Но если
хозяин может в
любой момент
вернуться, не
следует
занимать его Сукку.
(Кстати
насчет
использования
четырех растений
без спросу, в
первый день,
а вне Израиля
и во второй,
это
невозможно,
т.к. нужно чтобы
их подарили,
но в
остальные,
если нет владельца,
обычно
можно
предположить,
что он хочет,
чтобы его
растения
использовал
другой еврей
для мицвы.)
15. Если в
праздник Сукка
сломалась
(например,
из-за ветра
упал «схах»),
можно ли
попросить нееврея
починить?
Если для
починки Сукки
достаточно
сделать
работы,
запрещенные
только
раввинами, то
можно. Если
же требуется
сделать
работу,
которая запрещена
Торой, и у
человека нет
возможности
пойти в Сукку
соседа, то
есть разные
мнения о том,
можно ли
попросить нееврея
(или хотя бы
сказать
одному нееврею
чтобы он
попросил
другого нееврея
починить Сукку).
В конкретных
случаях
следует
спросить у
раввина.
16. Если в Сукке
поели хлеб и,
не выходя,
решили
устроить новую
трапезу,
нужно ли
делать снова
благословение
«Лешев Басукка»?
Нет.
17. Если
человек не
ест весь
день, нужно
ли делать броху
на сидение в Сукке?
На этот счет
есть диспут.
Мнение Хае
Адама и Мишны
Беруры,
что в такой
ситуации
благословение
делают, и
этому
следуют
многие Ашкеназим,
но Каф Ахаим
и Рав Овадия
Йосеф
считают, что броху не
делают, и
этому
следуют Сефардские
евреи.
18. Если
человек зашел
в Сукку
друга, в
каких
случаях
можно
сделать
благословение
«Лешев Басукка»?
Если он
поест хлеба
размером
более яйца,
то точно
можно
сделать броху.
Если нет, то Сефардские
евреи
благословение
не делают, а
те Ашкеназим,
кто следуют
Мишне Беруре
могут сделать
(см. также Арух Ашулхан
639:28, но он пишет,
что обычай не
делать). Но
если Ашкеназский
еврей съест
кусочек
пирога
размером
более яйца,
то тогда уж
он точно
делает броху
«Лешев Басукка».
(Заметим, что
если человек
сделал
благословение,
сидя в своей Сукке,
но имел в
виду, что
потом пойдет
в Сукку
друга, то
согласно
Мишне Беруре
639:48 новое
благословение
делать не
надо.)