Вопрос: В
нашей
короткой
главе мы
читаем песнь
Аазину,
содержащую множество
предупреждений
еврейскому
народу.
Большинство
стихов этой
песни записаны
загадочным
образом и
имеют по
много интерпретаций.
Один из
стихов (32:13)
описывает,
что еврейский
народ был
"возведен на
высоты земли".
Что
подразумевается
под этим
выражением?
Ответ: В
нашей Торе
записаны две
основные песни:
Шир Шел Ям и
Аазину[1].
Первая песнь
- хвалебная
благодарность
нашего
народа за
чудесное
спасение, а
вторая -
наоборот
предостережение
и упрек[2].
Песня Аазину
предсказывает
наказания нашего
народа за непослушание,
а также
приводит
постоянно главную
причину
нашего
отхода от
Торы - недостаток
благодарности
Творцу за то,
что Он для
нас делает[3].
Таким
образом,
сюжет этой
песни - как бы
сопоставить
дары Творца
нам, и нашу
"плату" назад.
Тринадцатый
стих относится
к категории
описаний
доброты Творца:
“возвел Он
его на высоты
земли, и ел он
урожай полей;
и питал Он
его медом из
скалы и маслом
из
кремнистого
утеса”.
Большинство
комментаторов
объясняют,
что здесь
идет речь о
Земле
Израиля,
которую
Всевышний
подарил
нашему
народу[4].
Р. Залман
Сороцкин в
книге "Ознаим
Летора"
пишет, что
здесь
подсказывается
центральность
Земли
Израиля. Ни
одна газета в
мире не может
не упомянуть
Израиль
почти каждый
день. Каждое
событие на
нашей земле
становится
темой
обсуждения всего
мира.
Невозможно
никак
объяснить
логически,
почему весь
мир
настолько
зациклен на
этой земле?
Почему один
камень,
брошенный в
Израиле
более важен,
чем тысячи
убитых в
Судане?
Центральность
нашей земли
часто
является и
первой
причиной
поиска, для
удаленного
от Торы
еврея. Многие
из нашего народа
хотели бы
забыть свое
предназначение,
и если бы
наша земля и
наш народ
представлялся
миру, как
Швеция или
Эстония, то
их желание
было бы легко
осуществимо.
Но Всевышний
будит нас, не
давая нам
забыться. И
да будет
угодно, чтобы
поскорее
исполнились
предсказания
пророков,
чтобы все
народы пришли
к нашей
Храмовой
Горе и
признали
Одного
Творца.
[1] На
самом деле
есть и другие
маленькие
отрывки
поэзии в
Торе, см.
например
Бемидбар 21:17-20.
[2] Интересно
что в
некоторых
Сефардских
общинах был
обычай
Девятого Ава
читать в утренней
молитве
Аазину
вместо Шир
Шел Ям!
[3] См.
32:6-18.
[4] Недаром,
наши мудрецы
называют эту
землю - самой
высокой
землей. Кроме
духовного
значения, можно
также
сказать, что
имеется в
виду и в буквальном
смысле, если
измерять
"высоту" не от
центра земли,
а скорее
смотреть на
земной шар со
Святой
Землей
наверху, а
Америкой внизу.
На этом
основана
известная
"шита", что по
Торе,
возможно, все
территории
дальше чем 90
градусов от
Иерусалима
на восток, считаются
по времени
"после"
Земли
Израиля, и
евреи там
должны
соблюдать
Шаббат в
день, который
они называют
воскресеньем.