Глава Эмор.

 

Вопрос:

 

В этой главе мы узнаем обо всех праздниках Торы: Песах, Шавуот, Рош Ашана, Йом Кипур, Суккот и Шмини Ацерет[1]. Хотя невозможно обсудить эти праздники подробно, какова их общая структура?

 

Ответ:

 

Вообще эти шесть упомянутых выше праздников могут быть разделены на две группы. Песах, Шавуот и Суккот со Шмини Ацерет называют "регалим". В эти праздники, еврейский народ должен был приезжать в Храм и приносить определенные Корбанот. Рош Ашана с Йом Кипур формируют отдельную группу "Ямим Нораим" (Дни Суда). Мы сначала обсудим регалим, и затем общие исправления, достигаемые всеми праздниками.

 

ГР"А пишет[2], что четыре праздника в первой группе, точно так же, как другие "четверки" соответствуют четырем буквам Главного Б-жественное Имени[3] в противоположном порядке.

 

Буква Имени:

Праздник:

Йод

Шмини Ацерет

hэй

Суккот

Вав

Шавуот

Hэй

Песах

 

Вообще, Имя Всевышнего состоит из двух половин, которые являются симметрическими. Также и эти праздники разделяются на две группы: Песах с Шавуотом и Суккот со Шмини Ацерет. Каждая группа имеет по два праздника: первый – из семи дней и второй –  только из одного дня. Таким образом, Песах имеет семь дней, а за ним следует Шавуот, в один день[4]. Также Суккот – праздник из семи дней, в то время как Шмини Ацерет – в один день. Таким образом, праздники, которые соответствует букве "hэй", - оба по семь дней. Отметьте другое подобие: два праздника по семь дней имеет дополнительные мицвы (маца в Песах и шалаш и четыре растения[5] в Суккот). Шавуот и Шмини Ацерет не имеют никаких дополнительных мицв.

 

Песах и Шавуот связаны в том смысле, что Шавуот попадает всегда пятьдесят дней после Песаха. Действительно, есть специальная мицва, считать дни между этими двумя праздниками. Таким образом, Шавуот не попадает на специфический день месяца Сивана, а только зависит от того, когда был Песах. Известно, что дни между Песахом и Шавуотом – это период подготовки. В Песах наша нация вышла из Египта, и потребовалось 50 дней, чтобы подготовиться получить Тору на Шавуот. Мы сравниваемся с женщиной, которая считает "чистые" дни после периода, прежде чем она готова окунуться в микве и стоять под хуппой. Шмини Ацерет, с другой стороны, следует сразу за Суккотом[6].

 

Теперь мы можем пробовать понять общую картину всех праздников. Отметьте, что половина года, начиная с весны и заканчивая осенью – это время деятельности. Оно сравнимо с дневным временем, к которому относятся большинство мицв[7]. Поэтому все библейские праздники попадают на эту часть года[8]. Так же, как день может иметь два естественных начала - закат и восход солнца, таким же образом месяцы Нисан и Тишре - два начала (оба называют Рош Ашана[9] - буквально "голова года").

 

Песах начинает "большой день" и эквивалентен восходу солнца. Шавуот следует после этого ближе к середине дня. Рош Ашана, Йом Кипур и Суккот заканчивают "большой день". Также, как в конце дня, мы должны подвести итог нашей деятельности[10], также в конце года, мы суммируем то, что мы сделали в течение года. Однако Всевышний не хотел закончить год Судными Днями, и дал нам праздник Суккот со Шмини Ацерет - время самого большого счастья, которое заканчивается Симхат Торой[11].

 

Да заслужим мы служить Всевышнему в праведности в течение праздников, чтобы Он дал нам полное избавление вскоре в наши дни.

 

 

Перейти к следующей статье  

 

Перейти к предыдущей статье

 

 

 

 

 

 



[1] Шмини Ацерет не только в последний день Суккот, но и отдельный праздник, см. Талмуд, Рош Ашана, 4б. См. также Мишна Берура 668:2 относительно человека, который случайно сказал "Суккот" в молитве Шмини Ацерет.

 

[2] В Адерет Элияу к главе этой недели, см. также Беер Йицхак там.

 

[3] См. наши слова к главе Ваера, Бо, Трума, Цав и Шмини.

 

[4] Конечно, все праздники празднуется вне земли Израиля в течение дополнительного дня по закону раввинов.

 

[5] Эти четыре растения также соответствуют четырем буквам Имени Всевышнего.

 

[6] Это различие может быть оценено теми, кто знаком с Кабалой. Как мы упоминали в главе Пекуде, главное исправление достигается через соединение последней буквы Б-жественного Имени, которая является корнем еврейских душ, с предыдущими буквами. Таким образом, чтобы очистить нас и освятить нас, требуется 49 дней, и только тогда мы можем стать "женой Всевышнего". С другой стороны, первые две буквы Имени (соответствующие Хохме и Бине) всегда связаны, и таким образом между соответствующими двумя праздниками нет перерыва.

  

[7] См. Мишна, Мегила 2:5, ГР"А к Песах Агаде начиная со слов "ма Ништана алайла азе".

 

[8] Два более поздних раввинских праздника – Ханука и Пурим. Ханука попадает на середину зимы, и мицва зажигания свечей относится в вечернее время. Действительно этот праздник должен "рассеять" темноту греческого мировоззрения, которое было антагонистическим к Торе. Пурим попадает за один месяц до Песаха. Его можно сравнить со временем рассвета по сравнению с Песах, который похож на восход солнца. Действительно наши мудрецы сравнивают Эстер с утренней звездой (см. Талмуд, Йома 29а).

 

[9] См. Мишна, Рош Ашана 1:1.

 

[10] Многие имеют обычай, признавать грехи перед засыпанием.

 

[11] ГР"А во втором переке Сифра Децниута рассказывает о глубоких тайнах относительно точных духовных исправлений, которые мы делаем за десять дней раскаяния, затем за следующие четыре дня после Йом Кипура и наконец в течение дней Суккот, завершающихся Шмини Ацерет. См. также Рамбан, Вайикра (23:36) и Деварим (16:8).