Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
этой
недельной
главе (23:14), мы
читаем про
запрет не
есть злаки[1]
нового
урожая, пока
не принесут
ячменную
жертву[2]
(Омер). Как
этот запрет
относится в
наше время?
Ответ: Большая
часть
заповедей
Торы, относится
только в
определенные
времена и к
определенным
ситуациями, и
лишь
несколько
заповедей
относятся ко
всем и всегда[3].
В том числе
некоторые
заповеди
Торы относятся
только к
Земле
Израиля. В основном,
это заповеди
связанные с
самой землей[4]:
отделение
частей
урожая, которые
отдавали коэнами,
левитам и
бедным; первые
фрукты земли,
которые
приносили в
Храм и т.п. Тем
не менее, есть
и те заповеди
плодов земли,
которые
относятся также
вне Земли
Израиля, например[5],
запрет на
использование
фруктов
первые трех
лет после
посадки (или
пересадки) дерева
(Арла[6]).
По
отношению к
заповеди "ходош"
(злаков нового
урожая), описанной
в нашей главе,
есть диспут, относится
ли она вне
Святой Земли.
Сами стихи
Торы (23:14)[7],
похоже
указывают, что
эта заповедь
относится во
всех местах и
во все
времена[8].
Тем не менее, по
одному из
мнений в
Талмуде, запрет
на Ходеш не
распространяется
на земли вне
Святой. Слова
же Торы: "во
всех ваших
местах", можно
объяснить, как
условие, что
запрет на
Ходеш и в
Земле
Израиля не
относился, пока
евреи не разделили
землю[9]
и не
поселились
на своих "местах[10]".
Запрет
на "Ходош" иллюстрирует
очень важную
концепцию, по
отношению к
нашему "раввинскому"
Иудаизму. Иерусалимский
Талмуд (Санхедрин
21а[11]) говорит:
"Если бы вся
Тора была зафиксирована,
невозможно было
бы устоять!" Дело
в том, что
Тора дана в
руки людей, и в
случае многих
из заповедей,
и решение
разрешить и
решение запретить
имеют
хорошие
обоснования. То,
что
запрещено в
одном
поколении, может
быть
разрешено в
другом! В
случае
запрета на
Ходош, евреям
северной Европы
в течение
многих веков,
было почти
невозможно
его
соблюдать. Во
многих
странах, урожай
только
начинали
сеять после
Песах, когда
таял снег, и
получалось, что
к концу лета, все
злаки - "ходош".
Мало кто мог
есть только
мацу в
течение большей
части года, и поэтому
большинство
людей не
соблюдали[12]
запрет на "ходош".
Если бы единственное
возможное
мнение
запрещало "Ходош",
то ничего
невозможно
было бы
сделать, но т.к.
существовало
и
разрешающее
мнение меньшинства
раввинов, на
него
положились в
трудной
ситуации.
Сегодня соблюдение
"Ходош" поднялось
на новый
уровень[13].
Возможности
импорта и экспорта,
новая технология
по
сохранению
зерна и муки
без порчи, компьютерные
системы прослеживания
разных запакованных
видов пищи: все
это дало в
Америке и некоторых
других
странах, возможность
соблюдать
законы "Ходош",
тем, кто
хочет[14].
Да заслужим
мы, чтобы все
заповеди
соблюдались
наиболее точно
с любовью, и удостоиться
прихода
Махшиаха!
[1] Этот
запрет
относится
только к пяти
злакам, из
которых
делают Хлеб: пшеница,
ячмень, полба
овес и рожь.
[2] Смысл
этого
запрета
похож на
заповеди "бикурим"
(первых
фруктов), первенцев
и "натай реваи"
(плодов четвертого
урожая). Дело
в том, что
Тора часто
требует
отдать самое
первое
Творцу! Освещены
Торой первые
фрукты, первенцы
животных, первые
разрешенные
плоды дерева (т.е.
плоды
четвертого
года, т.к. плоды
первых трех
лет -
запрещены). Также
и первые
злаки ячменя,
который
поспевает
раньше
пшеницы, приносили
как жертву Омера,
а потом уж
можно есть
злаки урожая самим
евреям.
[3] Например,
заповеди
верить в
Творца, любить
и бояться Его
и т.п.
[4] Но по
некоторым
мнениям, и
заповедь
отдавать
коэну часть
состриженной
шерсти, а
также мяса
зарезанного
животного –
относятся только
к Земле
Израиля.
[5] Вдобавок,
раввинами
запрещено
вне Земли
Израиля
сеять разные
семена вперемешку
с
виноградными
(килай акерем).
Раввины
также
установили, чтобы
мы отделяли
Халу от теста
даже вне
Земли
Израиля, а в
землях
близких к Святой,
они
постановили
отделять от урожая
труму и
маасер.
[6] Обычно
мы не
беспокоимся
об этом
запрете, когда
покупаем
фрукты на
рынке, т.к. Талмуд
объясняет, что
они
разрешены в
случае
неуверенности.
Но если
человек
посадил у
себя дерево, то
первые три
года он не
может
использовать
фрукты, а
насчет того, нужно
ли выкупать
плоды
четвертого
года, существует
диспут (см. Йоре
Деа 294:7).
[7] См.
Рамбан там.
[8] Так,
например, даже
когда Храм
разрушен, и
сама жертва "Омера"
не приносится,
все равно
Тора говорит
не есть плоды
нового
урожая, до
конца дня
после Песах.
[9] Согласно
традиции, это
произошло 14
лет после
захода на
Святую Землю.
[10] Иерусалимский
Талмуд
приводит
другое объяснение:
"во всех
местах" означает
запрет на
злаки, которые
выросли в
Земле
Израиля, и
были экспортированы
в другие
страны.
[11] См.
также Ритва,
Эйрувин 13б.
[12] См.
Маген Авраам,
Орах Хаим 489:17, Рема,
Йоре Деа, 293:3, Таз,
Шулхан Арух
Арав и Арух
Ашулхан, там
же.
[13] Это
не
единственное
в чем
современная
технология
дает
колоссальные
возможности
улучшить
соблюдение
заповедей. Производство
коробочек
для
Тефилинов, проверка
Свитков Торы
и многое
другое тоже
намного
улучшилось
благодаря
современной
технике.
[14] В
Америке, каталоги
по продуктам каждый
год публикует
в Монси Рав Йосеф
Херман.