Вопрос: В нашей недельной главе мы читаем о запрете Коэнам сбривать бороду. В прошлой главе мы читали про подобный запрет, в отношении любого еврея. Почему этот запрет написан дважды, один раз по отношению ко всем евреям, а второй - по отношению к Коэну?

 

Ответ. Заметим сразу, что слова, которые Тора использует по отношению к бритью в этих главах разные. В главе Кедошим используется слово "hашхата" - уничтожение волос бороды. В нашей главе просто написано, что Коэнам нельзя "брить[1]" бороду.

 

Талмуд (Макот 21а) сравнивает эти два стиха, и заключает, что запрет Торы сбривать бороду относится, только если соблюдены оба условия наших стихов - это обычный способ бриться, и при этом волосы снимаются под корень. Получается, что основной запрет Торы относится к бритью лезвием[2]. Получается, что нет запрета с помощью ножниц, коротко состригать бороду у самой кожи, если немного волоса остается. С другой стороны разрешается также выдирать волосы бороды пинцетом, хотя волос не остается - но это не тип бритья, т.к. так обычно не делают. На этом был и основан способ бриться с помощью крема, который засыхает на лице, разъедает волосы, и его потом соскребают - хотя волос не остается, но это необычный тип бритья[3].

 

Тем не менее, нужно объяснить, почему Тора использует дополнительный стих запрета бритья именно по отношению к Коэнам. Дело в том, что Тора часто повторяет запреты там, где их ломание портит больше. Так, например в этой же главе (22:8), а также в хафторе из Йехезкеля (45:1[4]) Тора подчеркивает запрет Коэнам - есть невейлу (падаль и вообще любое животное или птицу, не зарезанную кошерным образом). Хотя этот запрет относится ко всем евреям, Коэн, служащий в Храме должен быть особенно осторожен, в том числе потому, что съев невейлу, он станет нечистым, и его служба не засчитывается. Также и запрет сбривать волосы бороды особенно строго относится к Коэну. Как мы писали в комментариях к главе Ки Тиса, борода мужчина является проекцией 13 принципов Милосердия Творца. Хотя всем евреям запрещено сбривать бороду, Коэн, духовный корень которого из Сфиры "Хесед" (доброты) должен быть особенно осторожен[5].

 

Да заслужим мы соблюдать все заповеди с любовью, где бы мы не были, не стесняясь нашего лица, украшенного боротой и нашего еврейского облика.

 

Перейти к предыдущей статье

 



[1] В святом языке, слово бриться – «гилуах» может значить и не полное сбривание под корень.

[2] Заметим, что по некоторым мнениям другой запрет может относиться, даже если бреются не лезвием. Это запрет мужчине носить женскую одежду, который включает запрет делать женские акции ...

[3] Заметим, что когда появились первые электрические бритвы, то большинство раввинов постановили, что они подобны лезвию, т.к. снимают обычным образом весь волос. Даже если вращающийся нож не касается кожи вплотную, все равно т.к. оставшаяся часть волос не видна, по Торе она может считаться несуществующей, как все, что мы не видим (например, не запрещены маленькие букашки, видные только через лупу и т.п.) Тем не менее, некоторые раввины разрешили какие-то из типов электрических бритв, если немного волоса остается, и бреющийся не сильно прижимает машинку к щеке во время бритья.

[4] См. также Талмуд, Менахот 45а.

[5] См Зоар 3:133б. Не исключено также, что Тора здесь подсказывает, что, по крайней мере Коэну, не следует состригать бороду даже разрешенным способом, когда не уничтожается волос под корень. Таким же образом, можно объяснить и особую осторожность, которая требуется от Коэна, чтобы не съесть невейлу. Даже когда есть лишь неуверенность насчет ее кошерности, коэну следует быть особенно осторожным (см. также Хулин 44б, что пророк Йехезкель, который был Коэном, соблюдал особенную осторожность по отношению к еде мяса, в кошерности которого появились сомнения и понадобилось решение раввина).