בס"ד

 

Лерефуа Шлема шель Авраам Моше бен Мириам Тоба.

 

Вопрос: В нашей главе мы читаем про заповедь благословлять Всевышнего после еды хлеба[1]. В предисловии к мицве, Тора говорит, что Всевышний дает нам прекрасную землю, где растет пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, масло олив и мед [фиников]. Почему Тора упоминает именно эти плоды, и именно в этом порядке?

 

Ответ: Когда Тора подходит к заповеди благодарить Всевышнего за еду, она сначала упоминает семь плодов, которыми славится Земля Израиля. Согласно простому смыслу, именно эти семь растений росли на Святой Земле в особенном изобилии. Из пшеницы и ячменя можно было сделать хлеб, из олив - выжать масло, из винограда сделать вино. Это были основные виды пищи[2], которые ели евреи в древние времена[3].  Фрукты упомянуты в нашем стихе приносили на десерт.

 

Стихи Торы сначала восхваляют семь плодов Земли Израиля, потом обещают, что наш народ будет есть "хлеб" безбедно, и наконец говорят о заповеди благодарить Всевышнего за еду. По большинству мнений, последний стих - это продолжение предыдущего, и мицва "благодарить Творца" относится только к еде хлеба. Тем не менее, по некоторым мнениям не только биркат амазон но и браха "меэн шалош" является заповедью Торы. Согласно этому, последний стих продолжает идею двух стихов до него и за все "семь видов" Тора требует благодарить Творца[4].

 

Семь особых плодов описаны в Торе в специальном порядке, и разделены на две группы: первые пять - описаны отдельно стихе, и последние два - отдельно. Перед описанием последних двух видов, упоминается снова слово "земля[5]". Виленский Гаон описывает на все это глубокие причины, мы упомянем некоторые из них[6].

 

Согласно ГР"А, семь видов соответствуют семи нижним Сфирам[7], в том же порядке, как они упомянуты в Торе, и мы напишем в пометках некоторые причины на это распределение:

 

 

Хита[8]

Пшеница

Хесед

Доброта

Сеора[9]

Ячмень

Гвура

Сила или Суд

Гефен[10]

Виноград

Тиферет

Великолепие

Тээна[11]

Инжир

Нецах

Вечность или Победа

Римон[12]

Гранат

Ход

Сияние

Зэйт Шемен[13]

Масло Олив

Йесод

Фундамент

Дваш[14]

Мед [фиников]

Малхут

Царство

 

Да заслужим мы делать благословения на еду с концентрацией и по всем правилам, и да будет угодно Всевышнему, чтобы наши благословения были приняты благосклонно. 

 

 

Перейти к предыдущей статье



[1] По большинству мнений только благословение после еды хлеба - из Торы, все остальные брохи - это мицвы раввинов (см. также наш Домашний Сидур). На самом деле есть диспут, относится ли мицва из Торы ко всем семи видам, (см. Бен Иш Хай, первый год, Массей, 13, см. ниже).

[2] Не случайно, и в отрывке Шма (Вахая Им Шамоа), упоминаются злаки, масло и вино. Также и Труму и Маасер из Торы нужно было отделять только от этих видов пищи. Отделение Маасера от остальных фруктов - это закон раввинов, но по многим мнениям он подсказан Торой (см. Рамбам, Трумот 3:16, Раавад там же).

[3] Заметим, что мясо согласно Торе следует есть не каждый день (см. Йома 75б), но зато Святая Земля славилась, как «текущая молоком и медом». Видимо древние евреи получали достаточно протеинов из молочных продуктов и яиц (см. также Бава Батра 91а). Во всяком случае, продолжительность жизни была, как и сегодня: семьдесят – восемьдесят лет (см. Техилим 90:10), а иногда достигала почти максимального лимита в 120 лет (см. Сифри, Браха 16; сегодня ученым известно, что 120 лет – это примерно максимум, который очень трудно переступить, но т.к. старение – процесс, закодированный в наших генах, то теоретически в будущем можно будет повысить продолжительность жизни до 1000 лет и больше, см. «Окаменелости и Вера» профессора Натана Авиэзера).

[4] Интересно, что на обычные овощи, благословение упоминает слово "аадама" - для земли, а на хлеб броха - использует слово "эрец". Также броха после семи видов упоминает "эрец". ГР"А (Шанот Элияу, Брахот 6:1, Имре Ноам к Брахот 35а) объясняет, что т.к. именно этими видами славится Земля Израиля, то и благословение использует слово "эрец", которое ассоциируется со Святой Землей. "Адама" же - это общее слово, и его использует при благословении на овощи, которые не имеют особого отношения к Земле Израиля.

[5] См. также Брахот 41б где описывается галахическое следствие этого, см. также наши комментарии к Мишне Брахот 6:4.

[6] См. его комментарии к Агаде, Брахот 57а, и также Адерет Элияу к нашей главе, и пометки его сына Рабби Авраама там же.

[7] Интересно, что "шиуры" - минимальные размеры для выполнения разных заповедей, а также при нарушении различных запретов, тоже связаны с этими семи видами (см. Талмуд, Эйрувин 4а, Сука 6а). Таким образом, изучая минимальный размер, можно понять и духовный корень данной заповеди (заметим, что есть диспут являлись ли эти размеры всегда законом Торы или это были постановления, отданные в руки раввинов, которые после их решения стали законом Торы, см. Йома 80а, Йерушалми Пеа 2а, и ГР"А к этому месту, Дорот Аришоним, четвертый том).

[8] Гематрия слова "хита" - 22, как букв алфавита. Белый хлеб иногда называется "жиром пшеницы" (см. Техилим 147:14) и отождествляется с распространением доброты Творца.

[9] Сеора имеет те же буквы, как "руах саара" - ураганный ветер (см. Техилим 148:8). Не случайно, минху из ячменя использовали, чтобы проверить женщину, которую подозревали в супружеской измене. Если она была виновной, после приношения минхи она умирала (см. Талмуд, Сота 19а).

[10] Тиферет принимает и с правой и с левой стороны, и виноград бывает светлый и темный. У винограда большой потенциал и можно его использовать и в хорошую и в плохую сторону. Виленский Гаон не советовал есть виноград в Рош Ашана, но согласно Каф Ахаим – это относится только к темному (синему) винограду, который с левой стороны. См. также Сефер Акане «иньян Йират Амаком».

[11] Интересно, что одежды Адама сначала были сделаны из листьев инжира, см. также ГР”А к Сифра Децниута, перек 1.

[12] Гранаты и оливы – менее сладкие из пяти фруктов. Ход – Сфира с левой стороны и иногда связана со страданиями (см. наши слова в очерке «Последние Десять Веков», см. также Хагига 15б). Интересно, что дырка в сосуде, размером с гранат, делает его непригодным (см. Эйрувин 4а).  

[13] Обратите внимание, что упоминаются не сами оливы, а масло олив. Оливковое масло олицетворяет поток из Сфиры Йесод в Малхут, см. также Пардес Римоним 23:21.

[14] Самый сладкий из семи фруктов, см. также Зоар 1:240а, Пардес Римоним 23:13.