В этом очерке мы обсудим немного книгу Эйхи (плач Йеримеи). Эту книгу читают Девятого Ава и она описывает страдания нашего народа во время разрушения Первого Храма. Сама книга была написана пророком еще до разрешения Храма, как предсказание того, что впоследствии произошло. В этой книге пять глав, как и пять книг Моше в Торе. Совпадение здесь не случайное, позвольте мне обсудить это более подробно.

 

Как известно Тора Моше содержит пять книг, отсюда и ее другое название - "Хумаш" - Пятикнижие. Интересно, что согласно Талмуду (Шаббат 116) четвертая книга Торы (Бемидбар) делится на три части, которые можно рассматривать, как отдельные книги. Таким образом, всего получается семь книг Торы, это подсказано в стихе Притч Шломо (Мишлей, 9:1). Дело в том, что в книге Бемидбар существует необычный отрывок, окруженный привернутыми буквами "Нун". Этот отрывок состоит всего из 85 букв, и отделяется от части книги до него и после него. Мы произносим этот отрывок, когда выносят Тору «ВАЕХИ БИНСОА hААРОН...»

 

В книге Эйха, все главы, кроме третьей имеют по 22 стиха - по количеству букв в нашем алфавите. Третья глава имеет в три раза больше стихов, по три на каждую букву. Таким образом, эта глава как бы тоже делится на три части.

 

Вилленский Гаон объясняет эти закономерности в своих комментариях к Агаде Тамуда (трактат Бава Кама, стр. 55) а также в комментариях к Зоару (3:155). Он пишет, что в общем книги Торы соответствуют семи нижним Сфирам следующим образом (по больше о Сфирах Вы можете прочесть в нашем очерке 10centuries.htm):

 

Берейшит

 Хесед

 Доброта

Шемот

 Гевура

Сила, суд

Вайикра

 Тиферет

Великолепие

3 части Бемидбар

 Нецах - Ход - Йесод

Вечность - Красота ундамент

Деварим

 Малхут

Царство

 

Действительно, Берейшит - это книга доброты Творца. Все творение мира - было альтруистическим актом. В этой книге описывается жизнь наших праотцев, которые наслаждались миром грядущим, находясь в этом мире (Талмуд, Бава Батра, 16б).

 

Шемот - книга нашего изгнания, страданий, грехов и наказаний. В этой книге описаны в частности война с Амалеком, грех золотого тельца  и наказание за него. Таким образом, эта книга соответствует Сефире Силы и Суда.

 

Вайикра - книга в основном занимающаяся заповедями Торы - она соответствует Сефире Тиферет (см. нашу статью 10centuries.htm)

 

Бемидбар включает Сефиры Нецах, Ход и Йесод. Эти Сефиры функционируют вместе. Мы уже не раз обсуждали, что в человеческом теле, Сефиры Нецах и Ход соответствуют двум ногам, а Йесод - Фундамент - соответствует органу, на которой делают обрезание "Мила". Средняя из трех частей книги - самая короткая, ее 85 букв соответствую Гемарии (числовому значению) слову "Мила".  

 

Наконец, Деварим - это проекция всей Торы. Моше суммирует нашу историю до рассматриваемого момента, снова обучает нас заповедям Торы, предсказывает историю нашего народа на будущее и, наконец, благословляет нас.  Эта книга началась, как наставления Моше, но в результате Создатель включил и их в Тору, повелев записать их, как отдельную книгу Деварим (см. Ор Ахаим Акодеш к началу этой книги).

 

Вилленский Гаон объясняет, что и главы Мегилат Эйха соответствуют семи Сфирам:

 

Книга

 Сефира

 

1

 Хесед

 Доброта

2

 Гевура

Сила

4

 Тиферет

Великолепие

3 части третьей книги

 Нецах - Ход - Йесод

Вечность - Красота ундамент

5

 Малхут

Царство

 

(Обсуждение почему третья и четвертая главы соответствую Сфирам в обратном порядке выходит за рамки этой статьи, см. комментарии Гаона там, а также к Агаде трактат Брахот, стр. 54).

 

Итак, первая глава соответствует разрушению Первого Храма. Этот Храм был разрушен Вавилонянами, нацией, связанной со Сфирой Хесед. Дело в том, что и в нечистой стороне (Ситра Ахра) существуют Сефиры. Создатель сделал всё в нечистых мирах по подобию структуры чистых (Зе леумат зе аса АЭЛОКИМ – Коэлет, 7:14). Позже, эта страна попала под влияние потомков Йишмаэля и не случайно, ведь Йишмаэль происходит из Хесед нечистоты, (см. Маараль, Нецах Йисраэль, 21).

 

Вторая глава соответствует разрушению Второго Храма Римлянами. Этот народ духовно связан с Эдомом, происходившим из Гевуры нечистой стороны.

 

Три части третьей главы соответствую потере трех частей Торы (письменная, устная и секреты Торы - Каббала). Четвертая глава соответствует концу дней и войне Гога и Магога. Наконец, последняя глава соответствует изгнанию самого Божественного Присутствия (Шхины). Ведь и Творец с нами в нашем изгнании. Эта последняя глава, как и глава Деварим - печать всей книги. Аризаль выбрал ее как кульминацию «Тикун Хацот» (специальные молитвы в память о разрушении Храма, которые произносят в полночь).

 

В этой главе мы читаем: "Наши отцы грешили (хату) и нет их, а мы за их грехи (авонот) страдаем". Дело в том, что наказание постигло наших предков за их малые грехи (хату - значит грешили случайно). Зато их специальные грехи портят на верху так, что последствия остаются и следующим поколениям (Аризаль, Шаар Апсуким, книга Иова, симан 9). Заметим, что души людей сами приходят в этот мир снова, обычно, как потомки свои детей, и тогда получают наказания за свои грехи, в предыдущей жизни.

 

В конце книги Эйха, мы читаем: «Верни нас Всевышний к Себе, и мы раскаемся, обнови наши дни, как в прошлом». Известно, что 248 положительных заповедей Торы соответствуют органам человеческого тела, а 365 отрицательных заповедей - соответствуют дням года. Вилленский Гаон объясняет, что не исполняя положительные заповеди, мы портим 248 частей нашей духовной структуры и нашего физического тела. Преступая же запреты, мы разрушаем наши дни. Раскаявшись, мы просим Творца исправить наши органы и вернуть нам назад наши дни!

 

Да заслужим мы полностью вернутся к Создателю и увидеть избавление, чтобы никогда больше не пришлось читать книгу Эйхи, сидя на полу, и все слезы были стерты с лиц!