Леилуй
Нишмат
Йисраэла бат
Лазар.
Ответы к
главе
Деварим.
1. В начале
книги
Деварим
упоминается,
что действие
происходит
«Одиннадцать
дней пути от
Хорева через
гору Сеир до
Кадеш-Барнеа».
До куда
какого же
места путь
занимал 11
дней: до Кадеш-Барнеа
или до места,
где
находился
еврейский
народ?
Есть разные
объяснения
этого стиха.
Возможно,
одиннадцать
дней
занимает
пройти от Синай
до
Кадеш-Барнеа
(т.е. места, из
которого были
посланы
разведчики,
которое
находится на
южной
границе
Израиля, см.
Бемидбар 34:4).
Или за
одиннадцать
дней можно
пройти весь
путь до
места, где
евреи сейчас
были. Или здесь
подчёркиваются
первые
одиннадцать дней
пути от
Синай, когда
Моше упрекал
еврейский
народ, перед
тем как были
посланы разведчики.
Заметим, что
по
большинству
мнений было
два места с
названием
Кадеш. Первое,
с юга
Израиля, в
пустыне
Пааран. Это
место иногда
называется
просто Кадеш,
а иногда Кадеш-Барнеа.
Другое место,
которое
называется
просто Кадеш,
находится в
пустыне Цин.
Оно
находилось
на востоке,
рядом с Эдомом,
недалеко от
Мертвого
Моря. Туда
еврейский
народ пришел
только в
последний
год в пустыне,
и там умерла
Мирьям.
2. А почему
вообще нужно
упоминать,
что расстояние
от «Хорева» – в 11
днях пути?
Одно из
объяснений:
Границы
Израиля от
Хорева всего
в 11 днях пути, (а
мы, с помощью
Творца,
прошли это
расстояние
еще быстрее),
но потом
из-за наших грехов
мы блуждали
по пустыне 40
лет (см. Раши).
3. Почему
иногда Тора
говорит о
горе Синай, а иногда
о Хореве, и
являются ли
эти два названия
одного и того
же места?
Хотя по
многим
мнениям
Хорев и Синай
– два названия
одной и той
же горы,
некоторые
считают, что
Синай и Хорев
это не одно и
то же (хотя
находятся
близко друг к
другу), или
что Хорев –
это название
всей
территории,
где находилась
гора Синай. В
Хореве стоял
Шатер
откровения,
когда был
построен Мишкан.
4. Почему
после того
как Моше
упомянул, как
над нашим
народом были
поставлены
судьи, он перешел
к описанию
того, как
были посланы
разведчики?
Когда были
поставлены
судьи, была
надежда, что
еврейский
народ будет
теперь их
слушаться, не
потребует
глупостей
(см. Толдот
Йицхак).
5. Как
объяснить
стих (2:3): «Хватит
вам обходить эту
гору,
повернитесь
на север»?
Это было
сказано,
когда
еврейский
народ обходил
горы Эдома
но также
подсказывает
правильное
поведение
еврея в
«галуте
Эдома» (см. «Кли
Якар»).
6. Какие две из
613 заповедей
Рамбам и
Сефер Ахинух
находят в
нашей главе?
Мицва судье
не боятся
мести со
стороны истцов
и запрет
назначать
судей,
которые не являются
знатоками
Торы.
7. А какие три
дополнительные
заповеди
считает в
нашей главе
Рамбан?
Запреты
провоцировать
войну с
Моавом, Амоном
и Эдомом. (Но
согласно
Рамбаму, эти
запреты не
относились
навсегда, и
поэтому не включаются
в 613 вечных
заповедей)
Вопросы
по Халахе
(законы
траура после
17-ого Тамуза
по
разрушенному
Храму):
8.
Можно ли
Девятого Ава
давать
лекцию по Торе?
Только
на те
грустные
темы, которые
можно
обсуждать Девятого
Ава.
9.
Есть ли
какие-то
мягкости в
отношении
изучения
Торы после
полудня?
В
основном нет,
т.к. мягкости
относятся
после
полудня
только к тем
законам,
которые
связаны с
некоторыми
обычаями
(например,
сидение на
полу). Но
запрет на
изучение Торы
относится
весь день.
10.
Есть ли
ограничения
в изучении
Торы в Шаббат
перед постом?
Есть
диспут на
этот счет, и
можно следовать
мягкому
мнению, что
даже в
Шаббат, который
попадает на
Девятое Ава
(как в этом
году), можно
изучать
любые темы
Торы.
Вопросы
на эрудицию.
11.
Почему главу
Деварим
всегда
читают перед
Девятым Ава?
Видимо,
чтобы упрек
Моше читали
перед годовщиной
разрушения
Храма (см.
Биур Халаха, 428).
12.
Где в нашей
главе
подсказано
выражение из
Книги Эйха?
Моше
говорит «Эйха
Эса Левади»
(как я могу один
терпеть …). Это
предложение
со словом
«Эйха»
принято даже
читать с
интонациями
книги Эйха. (Хафторой
тоже выбран
отрывок из
Йешаяху, с
предложением:
«Эйха
хайта лезона
…»).
13. В
нашей главе
есть одно
слово,
написанное с
буквой «Йод»,
которое
согласно
Раши должно
быть
написано без
буквы «Йод».
Какое?
В стихе 1:13,
слово
«Ваасимем»
написано с
буквой Йод,
но Раши на
базе Мидраша
(Деварим
Рабба)
считает, что
это слово без
Йода, и
подсказывает
«Ашмам» - их
грех (в
смысле,
лидеры несут
ответственность
за грехи
людей). В
некоторых
свитках действительно
это слово
было
написано без
Йода, но в
подавляющем
большинстве
свитков
присутствует
Йод (см.
Минхат Шай).
Насчет
подобных
различий, см.
Рашба
(«Вопросы и Ответы»
предписанные
Рамбану, 232).