Лерефуа Шлема Шель Шмуэль бен Рива Рохель.

 

Вопросы к главе Хукат.

 

1. Когда была дана заповедь про красную корову?

 

Согласно Хазаль, еще у горы Синай была дана эта заповедь (но описана она здесь возможно потому, что дальше описывается смерть Мирьям, и многие стали нечистыми при ее похоронах, и должны были использовать пепел красной коровы, чтобы очиститься).

 

2. Когда произошли события конца нашей главы?

 

В последний год пустыни. Получается, что начало главы и конец главы отделены на 39 лет. Детали большей части наших похождений в пустыне не описаны в Торе, и лишь бунт Кораха описан подробно.

 

3. Какого числа умерла Мирьям, и где это написано?

 

Есть мнение, что первого Нисана, а по другим мнениям – десятого Нисана.

 

4. Какого числа умер Аарон, и где это написано?

 

Первого Ава, это написано в главе Масей.

 

5. В чем была ошибка Моше в эпизоде с водой из скалы?

 

Нет однозначного ответа на этот вопрос. Самое простое объяснение состоит в том, что он ударил по скале вместо того чтобы говорить с ней. Согласно этому, Аарон провинился в том, что не остановил Моше. Есть множество других объяснений. Не исключено, что Моше вообще поплатился за свои другие ошибки (см. также в наших комментариях к этой главе, и мы также обсуждаем это на аудио уроке.)

 

6. Что значат странные слова «Вахев» и «Суфа» упомянутые в стихе 21:14?

 

Есть много мнений, что значат эти слова. «Вахев» может быть географическим названием, или именем собственным, или это слово происходит от слова «давать». Слово «Суфа» может значить конец, или ураганный ветер, или намекать на «Ям Суф» («Море Камышей», возможно Красное Море).

 

7. Кто такие «мошлим» - слагатели притч, упомянутые в стихе 21:27?

 

Согласно Хазаль это были Билам и его отец Беор.

 

8. Почему над буквой Реш в слове «Ашер» в стихе 21:30 стоит точка?

 

Одно из объяснений основано на традиции, что точки над буквами нередко означали, что в некоторых манускриптах Торы эти буквы отсутствовали, и поэтому Эзра поставил над ними точки (Авот Дераби Натан, 34:4). В нашем случае действительно без буквы Рейш, слово «Эш» значит огонь, и имеет смысл по контексту, и этот вариант сохранился в переводе Септуагинты (Р. Реубен Марголиус, Амикра Веамесора). 

 

9. Где раньше в Торе был упомянут Ог?

 

Нигде. Но Хазаль считают, что он был тем посланником, который сообщил Аврааму, что похищен Лот.

 

10. Почему Всевышний сообщает Моше, чтобы он не боялся Ога? С чего вдруг Моше должен бояться его?

 

Согласно простому смыслу, Моше не собирался воевать с Огом, и хотел обойти его территорию, но Всевышний сказал, чтобы он не боялся и пошел на войну. Хазаль считают, что Моше боялся, что у Ога особые заслуги, см. ответ на предыдущий вопрос.

 

 

Вопросы по Халахе:

 

11. Можно ли использовать картофелечистку для срезания кожуры яблок?

 

Многие разрешают, т.к. большинство людей едят яблоки вместе с кожурой (но кожуру огурца нельзя срезать картофелечисткой).

 

12. Если огонь плиты потух, можно ли выключить газ?

 

Да.

 

13. Если стакан влажный, можно ли в него наливать кипяток?

 

Есть диспут на этот счет, и следует быть строгим.

 

14. Если пуговица отрывается и уже плохо держится, что можно сделать в Шабат?

 

Нельзя затаивать нитки. Оторвать пуговицу тоже нельзя. Вообще если пуговица уже непригодна, то и выходить на улицу с такой пуговицей не рекомендуется.

 

15. Можно ли открыть складной стол в Шабат?

 

Да.

 

16. Если есть только одна хала, можно ли достать из морозилки вторую, чтобы использовать для «лехем мишне» (двух хлебов)?

 

Большинство мудрецов разрешают.

 

17. А можно ли использовать пирог как вторую халу?

 

Если нет другого выхода, то есть на что положиться.

 

18. Можно ли взять мацу для «лехем мишне»?

 

Многие разрешают, но Сефардим так не делают, кроме как если ничего другого нет, см. предыдущий ответ.

 

Предыдущая глава