Вопрос:
В этой главе
мы узнаем об
ошибке Моше,
и ее
трагических последствиях.
Моше было
сообщено, что
он должен
будет
умереть в пустыне,
и не сможет войти
в Землю
Израиля. В
чем была
ошибка Моше,
какие
события
приводили к ней,
почему он был
так строго наказан
и что было
достигнуто его
смертью в
пустыне?
Ответ:
Как мы уже обсуждали,
невозможно понять
до полной
степени
ошибки и
грехи ранних поколений.
Это особенно
верно
относительно
ошибки Моше и
Аарона. Как
обычно, Тора
использует
простой язык,
подсказывая очень
глубокие понятия,
и сама ошибка
Моше остается
скрытой
Торой. Однако
так как Всевышний
даровал нам
Тору, нам
разрешается
говорить о
том, что
случилось, по
крайней мере,
на самом
простом
уровне
понимания.
Существует множество
интерпретаций
относительно
точной
природы
ошибки Моше[1],
но, во всяком
случае, его наказание
было настолько
суровым из-за
Б-жественного
принципа строгого
управления с праведниками.
Мы можем
только
начать понимать,
что
случилось, если
мы рассмотрим
эпизод этой главы
в контексте того,
что
случилось до
сих пор. ГР"А
пишет[2],
что в течение
своей жизни Моше
сделал
четыре
ошибки. Первая,
которая привела
к остальным,
было
принятием эрев
рав[3].
Эти люди, исчисляемые
миллионами[4],
будучи
лучшими из
Египтян,
засвидетельствовали
вместе еврейским
народом чудеса
Всевышнего, и
казалось,
были готовы измениться
и
присоединяться
к нашей
нации. Моше не
хотел
отклонять их
просьбу, и с
тех пор Всевышний
считал Моше ответственным
за все, что
они делали.
Как мы
упоминали, золотой
телец был,
прежде всего,
инициативой эрев
рав. Однако, как
это обычно
случается, и часть
еврейского
народа подверглись
их влиянию[5].
Хотя наша
нация получила
прощение
после
эпизода золотого
тельца, мы
никогда не вернулись
на наш прежний
высокий
духовный
уровень.
Вторая
ошибка, которую
Моше сделал,
была в
посылке разведчиков
в Землю
Израиля. Мы
уже
обсуждали, что
ошибка разведчиков
нисколько не
была
очевидной, и
что грех разведчиков
был частично
вызван
ослаблением
нашей нации
после
эпизода с
золотым тельцом[6].
Истинная
цель разведчиков
состояла в
том, чтобы
принести Б-жественное
Присутствие
в Святую
Землю, и они
не достигли
этой цели[7].
Ошибка,
которую сделал
Моше состояла
в том, что он не
сказал
разведчикам те
ободрительные
слова,
которые он сообщил
перед
смертью следующему
поколению,
собирающемуся
зайти в Землю
Израиля.
Различные
стихи в книге
Деварим нужно
было сказать
перед
посылкой разведчиков,
но Моше думал,
что, сказав все
это, он сделает
разведчиков субъективными
в глазах
людей. Моше промолчал
перед
посылкой разведчиков,
надеясь, что тогда
народ скорее
поверит их
сообщению, но
когда разведчики
потерпели
неудачу, вред
был еще
большим.
Согласно ГР"А,
к тому
времени,
когда судьба
поколения
была
запечатана,
чтобы
умереть в пустыне,
Моше уже тоже
не был в
состоянии
войти на
Святую Землю[8].
Моше должен
был остаться
с поколением этих
людей,
которые были из
его
духовного
корня[9].
Однако, была
все еще
возможность
принести большое
исправление, если
бы он говорил
с камнем[10].
Как обычно,
действия Моше
должны были
сделать и
физические и
духовные
изменения.
Физическая
вода должна
была выйти из
камня, и
также
духовная
"вода" -
скрытые
аспекты Торы вышли
бы свободно. Кабалистические
тайны тогда
были бы столь
же открытыми
как открытая
Тора, и не было
бы никакой
потребности
скрывать их.
Когда Моше потерпел
неудачу[11]
в выполнении
необходимого
исправления,
тайны Торы
должны были
быть скрыты[12].
Большинство Агад в Талмуде намекают на Кабалистические идеи, но написанные в детской манере, они становятся объектами издевок шутников каждого поколения. Это приносит огромное страдание Моше. Об этом говорил пророк Йешияу (53:5) "Он осквернен из-за наших грехов[13]". Хахмат Амет, истинная Тора Моше, скрывается и презирается, в то время как мудрецы Торы высмеиваются "лидерами" из эрев рав[14]. Нам обещано, что в будущем тайны Торы будут показаны, но это случится только в конце дней. И мы будем ждать каждый день, чтобы увидеть исполнение стиха (Йешияу 11:9): "Земля будет полна знания Всевышнего, как вода покрывает морское дно".
[1] См.
например
Абарбанель
(Бемидбар, 20). Он
приводит 10
интерпретаций
и сам
заключает, что
Моше был
наказан за
грех до этого
эпизода, см.
ниже. См.
также Меам
Лоэз.
[2] См.
Адерет Элияу,
Деварим 3:26.
[3] Мы уже
упоминали
это вкратце в
нашем комментарии
к главам
Ваякхель и
Цав.
[4] См.
Мехилта, Бо, 14.
[5] См.
наши слова в
главе Цав.
[6]
Действительно
даты двух
грехов:
Семнадцатое
Таммуза и
Девятое Ава
сформировали
известный
период "трех
недель" -
самое грустное
время в нашем
календаре.
[7] Это
объясняет,
почему
Йехошуа
также послал
разведчиков
перед входом
в Землю
Израиля. Это
может казаться
удивительным,
после того,
как
предыдущее
решение
посылать
разведчиков,
оказалось
ошибкой. По
правде
говоря,
посылка
разведчиков
была
необходима.
Фактически,
везде, куда
наша нация
была послана,
путь был
приготовлен
лучшими из
нас. Йосеф
подготовил
наше установление
в Египте.
Позже Яков
послал Йехуду
перед
остальными,
чтобы
установить там
первую Ешиву.
Вавилоняне
сначала сослали
Раввинов,
которые
установили
общины Торы в
Вавилоне
Только тогда
была сослана
остальная
часть нации.
(К сожалению,
американское
изгнание не
начиналось с
Раввинов, и
поэтому
потребовалось
так много
времени пока
здесь
образовались
настоящие
общины Торы).
[8]
Абарбанель
также
заключает,
что это - грех
разведчиков,
который был
причиной наказания
Моше.
[9]
Действительно
похоронения
Моше вне Земли
Израиля
приносит
пользу всему
еврейскому
народу в
изгнании (см.
Зоар 3:280а, см.
также Дивре
Йоэль, Хукат,
страница 101).
[10] См.
ГР"А в Адерет
Элияу
(Бемидбар 20:12).
[11] Это
было его
третьей
ошибкой.
Четвертая
ошибка Моше
была в
бездействии при
ассимиляции
в Шитим.
Вместо этого
Пинхас
остановил
ассимиляцию,
получил
вечный союз и
никогда не
умир (как
известно –
Пинхас это
Элияу, мы
обсудим это
далее в главе
Пинхас).
[12] См.
ГР"А к
Тикуней
Зохар, конец
16-ого Тикуна,
начиная со
слов Бешегам;
69-ый Тикун 104б,
Тикуне Зоар
Хадаш, 75а.
[14]
Ситуация
осложняется
еще тем, что
"лидеры" из
духовного
корня "эрев
рав"
представляются
не только
теми лидерами,
чьи взгляды
открыто
противоречат
Торе, и чьи
усилия
направлены
на борьбу с
религиозными
евреями, но
бывает, что эрев
рав
представляется
и некоторыми "раввинами".
На первый
взгляд
непросто отличить
настоящего
Раввина, и
человека, который
лишь
прикидывается.
В результате
он
оскверняет
Имя Творца своими
действиями и
делает
задачу
остальных
религиозных
евреев
настолько
более сложной
(см. также
слова Рава Элханана
Васермана в
его статьях).