Глава
Хае Сара.
Вопрос:
С
древних
времен,
существовал
обычай благословлять
невесту, как
мы видим из
этой недельной
главы
(Берейшит 24:60) «и
они
благословили
Ривку».
Талмуд (в
начали
трактата
Кала) упоминает,
что в этом
стихе
подсказываются
свадебные
благословения,
(см. Тосафот и
другие
Ришоним к
Кетувот 7б,
почему в
трактате
Кетувот эти
благословения
учатся из книги
Рут). В чем
смысл семи
благословений,
которые
произносятся
на еврейской
свадьбе?
Ответ.
Наши
мудрецы
установили
семь специальных
благословений
для
новобрачных.
Эти
благословения
произносятся
во время самой
свадьбы (под
хупой), а
также в
течение следующих
семи дней, во
время трапез,
устроенных
для
новобрачных,
если есть
миньян, и среди
присутствующих,
есть те, кто
еще не слышали
благословений
для этой
пары. Если
оба новобрачные
раньше
состояли в
браке (например,
это брак
между двумя
разведенными
людьми или
вдовцом и
вдовой), то
эти
благословения
произносятся
только один
раз, во время
трапезы
после
свадьбы.
Согласно
Зоhару и другим
каббалистическим
книгам, общий
смысл этих
благословений
в том, что
каждая женщина,
выходя замуж,
является
проекцией
всего
еврейского
народа и его
духовного
корня. Не
случайно
невеста
называется
"кала" – от
слова "всё”.
Таким
образом, ее
благословляют
семью
благословениями,
которые
соответствуют
семи Сфирам
управления
Всевышнего миром,
(сами сфиры
имеют
проекции во
всем, в том
числе и в человеческом
теле. О
концепции сфирот
много
говорится в
книгах каббалы,
и мы уже
немного
рассказывали
в комментариях
к главе
Берейшит.)
Согласно
Зоhару (гл.
Трума, стр. 169),
шева брахот
соответствуют
семи из сфирот
следующим
образом:
|
Благословение |
Сфира
управления |
1 |
Создающий
плод
виноградной
лозы |
Гвура (сила) |
2 |
Создавший
всё во славу
Свою |
Хесед
(доброта) |
3 |
Создавший
человека |
Тиферет
(великолепие) |
4 |
Создавший
мужчину и
женщину |
Нецах
(вечность) |
5 |
Радующий
Сион
сыновьями
своими |
Ход (красота) |
6 |
Радующий
жениха и
невесту |
Йесод
(фундамент) |
7 |
Радующий
жениха с
невестой |
Бина
(понимание
[матерь]) |
Сама
же невеста
является
проекцией
Сфиры Малхут
– царства.
Таким образом,
в высших
мирах Малхут
получает духовный
поток от Сфир
свыше, а в
нашем мире невеста
благословляется
семью
благословениями.
В этой
небольшой
статье мы
попытаемся
немного
объяснить
порядок
благословений
и их
соответствие
Сфирам.
Разумеется,
наши комментарии
должны
расцениваться
лишь как
капля в море
по сравнению
со всей
глубиной
каждого
слова этих
брахот.
Несколько
общих слов о
порядке
благословений.
Легко
заметить, что
семь
благословений
включают
лишь семь
Сфир. Почему
же не было
установлено
десять
благословений
в
соответствии
со всеми Сфирами?
Что
касается
последней
Сфиры –
Малхут, то она
получает
благословения,
и поэтому ей
не соответствует
никакая из
брахот. В
принципе,
проявление
этой Сфиры по
отношению к
нам тоже
пассивно – мы
принимаем
царство
Всевышнего.
Именно эта
Сфира
показывает
нашу
готовность
принять
благословения
Создателя.
Сам наш народ
сравнивается
с женой, а
Творец – с ее
мужем.
Дарование
Торы было
брачным
союзом, а
когда евреи
изготовили
золотого
тельца и Моше
пришлось
разбить скрижали,
этот союз был
расторгнут.
Позднее Творец
услышал
мольбы Моше и
восстановил наш
союз через
вторые скрижали.
В общем,
многие
элементы
еврейской
свадьбы
похожи на
дарование
Торы на горе Синай
(см. "Сделано
на Небесах"
рабби Арье
Каплана,
перевод рава Гедалии
Спинаделя).
Еще Сфира
Малхут сравнивается
с луной. Ее
свет – это
лишь
отраженный
свет солнца,
так и наш
народ
получает всё
лишь от
Творца.
Иногда луна
светит нам
всей своей
поверхностью,
а иногда ее
свет к нам не
попадает
вообще. Так и
готовность
нашей нации
принять свет
Творца
меняется со временем.
Мы говорим
каждый месяц
в благословении
на новую
луну, что и
наш народ
обновится
подобно ей ...
Интересно,
что и души
людей
происходят
из разных
духовных
корней и
соответствуют
разным
Сфирам.
Главная душа,
соответствующая
Сфире Малхут,
– это душа
царя Давида.
Ведь Давид –
еврейский
царь, и его
тикун
(духовное
исправление)
связан со
Сфирой
Малхут –
царство.
Давиду
удалось праведно
править
нашим
народом, и в
его время мы
приняли на
себя должным
образом Царство
Всевышнего.
Его потомок –
Машиах - сможет
повлиять на
все народы,
чтобы они
приняли царство
Творца.
(Интересно,
что царство
Давида тоже
сравнивается
с периодом
луны. Давид
принадлежал
к
четырнадцатому
поколению
после
Авраама,
гематрия
(числовое
значение)
слова Давид
тоже
четырнадцать.
Видимая
часть луны
продолжает
увеличиваться
в течение
четырнадцати
дней. Потом,
на пятнадцатый
день, луна
сияет
наиболее
ярко, но к концу
дня начинает
уменьшаться.
Так и во время
правления
Шломо, сына
Давида, был
достигнут
пик, но к
концу его
жизни он
согрешил, и
пророки
стали его
критиковать.
Позже, через
четырнадцать
поколений, храм
был разрушен
и еврейский
народ
изгнан.)
Что
же касается
отсутствия
благословений,
соответствующих
первым двум
Сфирам, дело
в том, что
Бина включает
в себя и две
более
высоких
Сфиры. Мы
находим
также, что
существует
семь духовных
небес, и
седьмое
"небо" –
Аравот -
соответствует
Бине и
включает
также две
Сфиры до нее.
Существует
также семь
уровней земли,
семь пустынь,
по которым
наш народ
проходил
после выхода
из Египта,
семь дней
недели, семь
уровней ада
и.т.д.
Можно
задать еще
один общий
вопрос:
почему в
порядке этих
благословений
Гвура идет до
Хесед.
Дело
в том, что
связь между
мужчиной и
женщиной
начинается с
левой
стороны
(стороны силы
и суда). На это
есть намёк в
Песне Песней:
«Его левая
рука под моей
головой, а
правой Он обнимает
меня". и
в описании
Мишкана
(переносного храма
в пустыне)
золото,
соответствующее
Гвуре,
упомянуто до
серебра, которое
соответствует
Хесед.
После
этих общих
заметок
переходим к
краткому
комментированию
семи
благословений.
1. «...
Создающий
плод
виноградной
лозы». Вино используется
во многих
еврейских
заповедях: в
Кидуше в
Субботу и
праздники, в
Авдале по их
окончании, во
время
обрезания
ребенка ...
Согласно простому
смыслу, наши
мудрецы
сравнивают
положение
души и тела с
хромым,
который едет
на плечах у
глухого.
Когда хромой
услышал приятную
музыку и ему
захотелось
потанцевать,
он дал
глухому
выпить и тот
начал пританцовывать.
Таким
образом,
немного вина
дает возможность
и телу
насладиться,
и тогда оно
испытывает
радость
вместе с
душой. Интересно,
что из людей
Сфире Гвура
соответствует
Йицхак. Тора
описывает,
как, прежде
чем благословить
сына, он
попросил
выпить вина. В
общем, вино,
как и все, что
связано с
левой стороной
суда, может
быть
использовано
и положительно,
и
отрицательно.
Тора
описывает и
негативный
эффект вина
для
праведника Ноя.
из
всех
субстанций
именно вино
требует особой
осторожности:
если его
коснулся нееврей,
оно уже
запрещено к
употреблению.
2. «...
Создавший
всё во славу
Свою». Это
благословение
связано со
Сфирой Хесед
– доброты Создателя.
Сам Он не
нуждается ни
в чем, всё создание
мира было
чисто
альтруистическим
актом. Из
людей Хесед
соответствует
Аврааму. Он
был первым,
кто открыто
объявил, что
только
Создатель
мира всем
управляет, и
стал
распространять
по миру Его
славу.
3: «...
Создавший
человека».
Это
благословение
соответствует
Сфире
Тиферет –
великолепие. И
это, и
следующее
благословение
заканчиваются
одинаково, но
существует
большая
разница: эта
браха
говорит об
творении единого
человека,
одного – в
двух лицах.
Следующее
благословение
уже
упоминает
разделение
человека на
двух –
создание
мужчины и женщины.
Дело в том,
что только
Сфиры Нецах, Ход
и Йесод имеют
прямое
отношение к
последней
Сфире –
Малхут.
Поэтому
первые три
благословения
– общие, а
начиная с
четвертого
речь идет о
невесте
более
открыто. Из
людей Тиферет
соответствует
Яакову,
который
завершал
исправление,
не
законченное
Адамом – первым
человеком.
Согласно
многим
каббалистическим
источникам,
Яаков на
самом деле был
гилгулом
(перевоплощением)
Адама.
4. «...
Создавший
мужчину и
женщину». Это
благословение
связано со
Сфирой Нецах
– вечность. Интересно,
что
«вечность»
упомянута
открыто в
этом
благословении:
"и воздвиг из
его плоти
здание
вечное ..." Во
многих
каббалистических
источниках
описывается,
что к этой Сфире
"привязался"
Давид. (Хотя
царство Давида
связано с
Малхут, как
мы уже
рассказали,
тем не менее
свою
основную
силу оно получает
от Сфиры
Нецах, см.
Зоhар 1:21, 3:243; ГР"А к
первой главе
Сифра
Децниута. В
книгах
Каббалы описывается,
что и Давид
также
продолжал
исправление,
не
законченное
Адамом, и был
гилгулом
Адама.
Интересно,
что наши
мудрецы объясняют,
как после
греха Адам
должен был
прожить
тысячу лет,
но он отдал 70 из
них Давиду.)
5. «…
Радующий
Сион
сыновьями
своими». Раши
объясняет
причину
этого
благословения:
дело в том,
что и в наши
радостные
моменты мы
должны
помнить о
разрушении
Иерусалима и
нашем
изгнании. Так
мы выражаем
надежду на
скорое
избавление
из галута.
Это
благословение
соответствует
Сфире Ход –
красота. В
принципе, эта
Сфира происходит,
как и Гвура, с
левой
стороны. Таким
образом, в
благословении
есть и
грустная тематика.
Интересно,
что основное
наше изгнание
было в пятом
тысячелетии,
соответствующей
Сфире Ход.
Буквы в
названии
Сфиры Ход те
же, что и в
слове Дава –
из стиха
«весь день она
болеет», и в
Зоhаре
говорится,
что здесь содержится
намёк на
изгнание на
всё пятое тысячелетие.
в
шестом
тысячелетии
Сфире Ход
соответствуют
годы Второй
мировой
войны (см.
нашу статью
"Десять
столетий"). Из
людей Йеhошуа
связан со
Сфирой Ход.
Как известно,
он ввел наш
народ в землю
Израиля. Йеhошуа
был из колена
Эфраима, и
другой потомок
Эфраима –
первый из
Машиахов -
соберет наш
народ на святой
земле. Его
душа тоже
связана со
сфирой Ход
(см. Зоhар 1:21, 3:243).
6: «…
Радующий
жениха и
невесту». Это
благословение
связано со
Сфирой Йесод
- фундамент.
Раши
объясняет,
что это
благословение,
в отличие от
следующего,
не направлено
на союз
жениха и
невесты.
Скорее здесь они
благословляются по
отдельности.
Поэтому оно и
заканчивается
словами "радующий
жениха и
невесту". В
следующей же
брахе они
благословляются
вместе, ее
окончание -
"радующий
жениха с
невестой!" В
общем, Сфира
Йесод
комбинирует
свет Сфир
свыше и
спускает в
Малхут. Так,
например, из
людей Сфире
Йесод
соответствует
Йосеф,
который
прокормил
Египет и
соседние
страны во
время голода.
(Может быть,
поэтому Раши
упоминает,
что в этом
благословении
новобрачным
обещается пропитание.)
7: «…
Радующий
жениха с
невестой».
Это благословение
связано со
Сфирой Бина –
понимание. В Каббале
Бина часто
называется
матерью – эта
Сфира как бы
рождает
Сфиры ниже
ее. Всего в
этом
благословении
50 слов, как и
количество
Шаарей Бина –
ворот
понимания
(см. Талмуд,
трактат
Недарим, стр. 38).
Часто эту
Сфиру
ассоциируют
с душой Моше.
Так, и в талмуде
упоминается,
что 49 из 50 врат
мудрости были
открыты ему.
Только после
того, как невеста
получила
благословения
из шести Сфир,
начинает
спускаться и
влияние Бины,
ведь это
благословение
включает
остальные. В
этом
благословении
упомянуты 10
слов,
означающих
веселье, мир,
братство и
дружбу. В
конечном
счёте, эти слова
практически
синонимы, все
они связаны с
радостью. Эти
десять слов
соответствуют
десяти
Сфирам, а
также десяти
высказываниям,
которыми
Всевышний
сотворил мир,
и десяти заповедям,
услышанными
нами на горе
Синай. Попробуем
объяснить
здесь
некоторые
различия
между этими
десятью
словами.
Сасон
и симха – два
вида радости.
ГР"А объясняет,
что сасон –
это радость в
сердце, когда
уже все достигнуто,
а симха – это
радость
стремления к
лучшему. Эта
радость
выплескивается
наружу (ГР"А к
Мегилат
Эстер 8:17).
Гила
– постоянная
радость, в
отличие от
симхи –
радости
спонтанной
(ГР"А к Мишлей
2:14, 23:24 и к Диврей
hаямим 1:16:31).
Рина
– дословно
песнь. Может
иметь и
негативные
значения (см.,
например,
Эйха 2:19, Ибн
Эзра). Мы
говорим в
молитве
Минха в
Субботу:
"Авраам ягел
(от слова
гила), Йицхак
йеранэн (от
слова рина).
Дело в том,
что гила
связана с
Хесед, а рина –
с Гвурой.
Поэтому
именно слово
рина
используется
также по
отношению к радости
при
уничтожении
злодеев
(Мишлей 11:10).
Дица
– это слово
упоминается
в Танахе
только один
раз, в книге
Иова 41:14.
Согласно комментаторам,
это слово
означает, что
даже
переживание
превращается
в веселье и
пляски.
Хедва
– духовная
радость (см.
комментарии
Малбима к
книге
Нехемья 8:9). Так,
например, это
слово
используется
для описания
радости после
построения
второго храма
(Эзра 6:16).
Аава
и ахва, шалом
и реут –
дословно
любовь и
братство, мир
и дружба. Эти
четыре слова
– синонимы, и
все они приводят
к радости.
Также
в этом
благословении
пять раз
упоминаются
голоса
веселья, что
соответствует
пяти голосам,
услышанным
нашим
народом у горы
Синай.
Да
заслужим мы,
чтобы каждая
еврейская
свадьба проходила
в радости
Торы, а новая
созданная
семья
удостоилась
пребывания
Шхины в её
доме!