Вопрос: Тора
запрещает
нам
полагаться
на приметы.
Тем не менее,
в нашей
недельной
главе мы
читаем как
Элиэзер,
праведный
слуга Авраама,
выбрал
невесту
Йицхаку с
помощью примет,
и даже просил
Самого
Творца
помочь ему в
этом. Как это
объяснить?
Ответ: На самом
деле
существует
диспут,
распространяется
ли запрет на
приметы к
случаям,
подобным
истории
описанной в
этой главе. В
Шулхан Арухе
приводятся
два мнения,
насчет того,
может ли
человек
сказать,
например: "я
брошу монету,
если она
упадет на
одну сторону,
тогда пойду в
дорогу, а
если нет,
тогда не пойду[1]".
По мнениям,
по которым
это
разрешается,
запрет на
приметы
относится
только в
случаях,
когда
человек с
помощью
жребия
пытается предсказать
судьбу.
Например, он
говорит: если
выпадет "орел"
то этот
больной
умрет, и т.п[2].
Тем не менее,
по строгому
мнению
нельзя придумывать
никакие
приметы, и
следовать им.
Почему же
тогда
Элиэзеру
было
разрешено выбрать
жену Йицхака
на базе
приметы? Дело
в том, что
выбор
Элиэзер был
основан на
логике[3],
а не просто
на примете не
имеющей
отношения к
делу (как
кидание
монеты).
Элиэзер
хотел найти
девушку,
которую
Всевышний
приготовил
для Йицхака,
с помощью
проверки ее
хороших
качеств:
доброты и
ума. Когда он
попросит у
нее воды,
добрая
девушка
напоит
усталого
путника. Но
если она
умная, она не
захочет пить
после него
воду, вдруг
он больной и
в ведре
осталась его
слюна? Как же
поступить? Если
вылить воду -
это его
обидит. Выход
из положения
найдет
только умная
женщина. Она
скажет, что
напоит
остатком
воды верблюдов.
Ривка
полностью
оправдала
ожидания. Она
не только
вылила
остаток воды
верблюдам, но
еще и
продолжала
черпать воду
снова, пока те
не напились.
Она сделала
все это,
чтобы незнакомец
не
заподозрил,
что она сначала
поила
верблюдов
только
потому, что
брезгует
остатком
воды в ведре.
Женщина с такими
качествами и
есть
идеальная
жена для
Йицхака[4]!
[1] См.
Йоре Деа 179:4.
[2] См. Тшувот
Веханхагот 1:856.
[3] См.
Ран, Хулин 95, см.
также
Тосафот для
другого объяснения.
[4] См. Бет
Алеви к нашей
недельной
главе. Раз уж
мы упомянули
этого цадика,
расскажем
еще одно его
замечание к
этой главе.
На первый взгляд
наша глава
повторяет
одно и то же
дважды.
Сначала
описываются
детали наставлений
Авраама
Элиэзеру, а
потом
Элиэзер все
это
повторяет в
семье Ривки.
Наши мудрецы
так и
замечают,
Всевышний
казалось бы
более
заинтересован
разговорами
праотцев, чем
законами для
их потомков,
ведь многие законы
Торы учатся
из лишь
намека, а
здесь, налицо
повторение
длинного
текста
(Берешит раба
60:8). И, тем не
менее,
внимательное
изучение
каждого
стиха
показывает
определенные
различия
между
повествованием
Элиэзера и
тем, что ему
сказал
Авраам. (Из
этих различий
можно очень
много
выучить,
также как и из
других
подобных
различий в
повествованиях
Торы). Бет
Алеви
замечает, что
Авраам сказал
Элиэзеру
привести
жену "для
сына моего,
для Йицхака"
(24:4), но Элиэзер
только говорит,
что ему было
сказано
привести
жену для сына
Авраама (24:38). Т.к.
в Торе нет лишних
слов, что же
подсказывается
словом
Йицхак? Дело в
том, что
любой сын
Авраама
может
являться хорошим
женихом лишь
потому, что
он сын великого
мудреца и
богатого
человека. Но
у Йицхака
были и
собственные
заслуги. Авраам
подчеркнул
это, говоря,
что девушка должна
подходить не
только для
"моего сына",
но и для
"Йицхака" -
человека
высокого духовного
уровня. Когда
Элиэзер имел
возможность
пообщаться с
семей Ривки,
он хорошо понял,
что они из
себя
представляют.
Для них,
конечно,
очень
почетно
породниться
с сыном
великого
Авраама, но
они отнюдь не
заинтересованы
взять
праведника
"Йицхака"
зятем. Также
для многих
почетно
отдать дочку
замуж за
бизнесмена,
который
также
является сыном
Рош Йешивы,
но если сын
Рош Йешивы и
сам целый
день
занимается
Торой, то не
каждый отец
захочет
отдать дочку
замуж за
него. Ведь
многие хотят,
чтобы их
дочерям и в
этом мире
было
комфортабельно.
Когда
Элиэзер понял
склад ума
Лавана, он
решил только
расхваливать
Авраама, и не
упоминать о
высоком духовном
уровне
Йицхака!