О Хануке.
Рав Давид
Эльдин.
ХАНУКА
(букв. освящение",
"торжественное
открытие"). Праздник
в
ознаменование
победы
Маккавеев
над войском Селевкидов.(164г.
до н.э.),
освобождения Иерусалима
и очищения
Храма. Длится
8 дней, с 25 кислева
по 2-е тевета.
Магараль из
Праги в книге
"Нер мицва"
("Свеча
заповеди")
пишет о Хануке,
что законы
праздника
(веселье,
запрет поститься)
были
распространены
на эти дни в
память о
военной
победе. Но,
чтобы все
видели, что
победа
дарована
Всевышним,
случилось чудо
с
кувшинчиком
масла. И так
же, как для
всех было
очевидно
чудо восьмидневного
горения
одного
кувшинчика масла,
так всем
стало ясно,
что победа
была дарована
свыше.
Святость
ханукальных
свечей
подчеркивается
запретом
пользоваться
их светом.
Поэтому
зажигают еще
одну свечу - шамаш,
чтобы при его
свете читать
или что-либо
рассматривать.
На время
горения
свечей женщины
освобождаются
от домашней
работы и то, что
дом при этом
не
разваливается
- одно из явных
ханукальных
чудес в наши
дни.
Каждый
день
зажигают на
одну свечу
больше, чем в
предыдущий.
Таким
образом,
доходят от
одной в
первый день
до восьми в
последний.
Кроме ханукальных
свечей
должен
гореть еще и шамаш
(обычно место
для него
предусмотрено
на самой ханукие).
Добавляют
свечи справа
налево, а
зажигают в
обратном
порядке, то
есть, начиная
с новой.
Ханукия
напоминает
нам о меноре
- храмовом
семисвечнике.
Есть, однако,
два
кардинальных
отличия.
Первое
состоит в
том, что ханукия
содержит
восемь
свечей, в то
время как на меноре в
Храме было
только семь
светильников.
Число семь,
согласно
каббале,
"находится"
в природе, то
есть
описывает привычные
нам явления
- семь дней
недели,
например.
Число восемь
принадлежит
миру явлений,
которые выходят
за рамки
естественных
законов. Храм
освящал сам
Творец, и менора
служила
источником
природного
света. Иная
задача у ханукии.
Второе
отличие
вытекает из
задачи,
которую
решает ханукия.
Восьмисвечник
может
осветить и то
место, где
свет Творца пока
не виден. Ханукия
зажигается у
входа в дом, в
идеальном
случае
снаружи.
Сегодня в
многоэтажных
домах ханукию
ставят у
окна, так,
чтобы свет ее
был виден с улицы.
(В местах, где
опасно
открыто
соблюдать
еврейские
традиции, ханукию
зажигают
внутри дома). Ханукия
отражает
нашу связь с
Творцом,
которая не зависит
ни от законов
страны, где
живут евреи,
ни от законов
природы.
Две
тысячи лет
огни хануки
рассеивали
тьму галута.
Сегодня
осталось
"совсем
немного" -
изгнать галут
из себя.
(Помните,
А.П. Чехов
писал, что
всю жизнь
"выдавливал
из себя
раба"). Дни хануки
очень
способствуют
решению этой
задачи.
Заповедь
- быть в эти
дни веселыми.
Работа разрешена,
но свободное
время надо
посвящать
радости.
Застолье с
друзьями
вполне может
помочь
выполнить
эту заповедь
(если, конечно,
помнить, что
отмечаем).
Раби Нахум
из Штепишта
зашел
однажды в ханукальную
ночь в здание
ешивы. К
своему
удивлению он
застал там
много юношей
и взрослых
мужчин.
Большинство
были заняты
игрой в
шашки.
Обнаружив
присутствие ребе,
хасиды
смутились. Да
и самому раби
Нахуму
было
неприятно
обнаружить,
что мужчины
столь
несерьезно
проводят время.
Он обратился к
играющим со
следующими
словами:
"Уясните себе
на всю жизнь
основные
правила этой
игры.
Первое:
дают одну,
чтобы взять
две.
Второе:
продвигаются
только на
одно поле за
один ход.
Третье:
ходят только
вперед,
отступать
нельзя.
Четвертое:
когда
достигают
последней
горизонтали,
можно ходить
куда хочешь,
в любом
направлении
и на любое
расстояние".
ХАНУКА
САМЕАХ!
ВЕСЕЛОГО
ПРАЗДНИКА
СВЕТА!