Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
одиннадцатой
главе книги
Шемот много
непонятного.
Всевышний
говорит Моше:
Попроси,
пожалуйста, у
еврейского
народа: пусть
возьмет в
долг каждый у
знакомого
египтянина и
каждая
женщина у
подруги-египтянки
серебряных и
золотых
вещей. И
сказал Моше:
«Так сказал Б-г:
около
полуночи Я
появлюсь
посреди Египта.
И умрет
всякий
первенец в
стране
египетской -
от первенца
фараона,
который
должен сидеть
на троне его,
и до первенца
рабыни, который
работает на
жерновах» … И
сказал Б-г
Моше: «Не
послушает
вас фараон,
дабы умножились
чудеса мои в
стране
египетской».
А Моше и
Аарон
сделали все
эти чудеса
перед фараоном,
но ожесточил
Б-г сердце
фараона, и не
отпустил тот
сынов
Израиля из
страны своей.
Зачем
евреям нужно
было «занимать»
драгоценности
у Египтян, и
почему Всевышний
говорит Моше
попросить
народ «пожалуйста»?
Почему
используется
выражение "Я
пройду по
Египту", и
почему
ожидаемое
время козни было
"около
полуночи"? В
чем виноваты
египетские
служанки, что
даже их
первенцы
умерли? Зачем
все-таки
Творец
«ожесточил» сердце
фараона?
Ответ:
Наши мудрецы[1]
рассказывают
интересный
Мидраш:
Всевышний
пообещал
Аврааму, что
после
четырехсот лет
рабства, его
потомки выдут
с большими
богатствами[2].
Теперь, он
"просил"
евреев
получить[3]
драгоценности
от египтян,
чтобы
выполнилось
обещание
Аврааму[4]!
Р. Залман
Сороцкин
пишет, что
многим евреям
не хотелось
брать ничего
у египтян,
также как
многие евреи
не хотели
брать ничего
у немцев
после
"Холокоста",
поэтому
Всевышний
"попросил"
евреев взять
богатство[5].
Тора
использует
позже[6]
(12:12) выражение
"Всевышний
пройдет по
земле Египетской".
Одна из
причин
состоит том,
что Творец
убивал
первенцев
ровно в
полночь, и т.к.
полночь
наступает не
одновременно
на площади
всего Египта,
то волна
смерти
прокатилась
по земле с востока
на запад.
Талмуд
объясняет[7],
что Моше
боялся
сказать, что
наказание
будет ровно в
полночь[8],
т.к.
придворные
ученые могут
просчитаться
и подумают,
что
предсказание
не сбылось
точно.
Даже
члены самого
низкого
египетского
сословия
издевались
над евреями и
поэтому даже
первенцы
рабынь
погибли.
Казалось бы,
другие слуги
должны были
относиться с
пониманием к
евреям, но и
они не
упускали
возможность
показать
свое
превосходство[9].
Как
известно,
"Козни
Египетские"
преследовали
в основном
две цели:
повлиять на
фараона и
египтян, и
показать
силу Творца
самим евреям,
и поэтому
Тора
сообщает, что
Всевышний
хотел
умножить
Свои чудеса в
земле Египетской[10].
Тем не менее,
даже самые большие
чудеса могут
оставить
чувство сомнения[11]
и часть
евреев, так и
остались "в
Египте[12]",
но зато
многие из
египтян,
увидев
чудеса Всевышнего
присоседились
к нашему
народу[13].
Да
заслужим мы
всегда
распознавать
Управление
Всевышнего, и
чтобы весь
наш никогда
не
упорствовал
и не отрицал
Творца.
[1]
Брахот 9б.
[2] Как
известно,
дела отцов -
знак для их
детей. Авраам
тоже
спустился в
Египет во
время голода,
мучился там,
когда его
жену забрал
фараон, но в
результате
вышел с
богатством.
[3] Казалось
бы, это было
обманом, ведь
они попросили
соседей
занять
драгоценности?
На самом
деле, евреи
заслужили
эти деньги и
гораздо
больше за всю
ту работу,
которую они
делали для
египтян (см
также
Санхедрин 91а).
[4] Казалось
бы Всевышний
и без того
должен выполнять
то, что Он
сообщил, даже
если бы это не
было
обещанием
Аврааму. ГР"А
объясняет, что
еврейский
народ и так
разбогател
бы позже,
когда
египтяне
потонули, (т.к.
рядом с границей
Египта находились
хорошо
охраняемые
хранилища богатств,
и стражники
этих
хранилищ
присоединились
к гнавшимися
за евреями и
потонули с
остальными
египтянами,
см. книгу «Эле
Массей» Рава
Дана Шварца
из
Иерусалима).
Но Всевышний
не хотел,
чтобы Авраам
ждал, пока исполниться
обещание, и
поэтому
"попросил"
евреев еще до
Исхода
занять
богатство.
[5] Позже
многие
драгоценные
материалы
были использованы
для
построения
Мишкана в пустыне,
а также, к
сожалению и
для
изготовления
"золотого
тельца".
[6] В
нашем стихе
используется
выражение «выйдет»
в Египте, в
смысле
Всевышний
заберет Свою
духовность,
которая
поддерживает
все живое, и
Египтяне
погибнут (см.
Мознаим ЛеТора).
В стихе 12:12
используется
выражение
«пройду по
земле
Египетской»
[7]
Брахот 4а.
[8] Насчет
смысла
полуночи, см. наши
слова к главе
Ваера.
В принципе,
два разных
качества –
милосердие к
евреям и
жестокость к египтянам,
должны были
произойти на
стыке двух
разных Управлений
Творца –
между первой
и второй
половинами
ночи.
[9] Также
и в
концентрационных
лагерях во
время Второй
Мировой
войны, часто другие
пленные
умудрялись
поиздеваться
над евреями,
статус
которых был обычно
хуже чем у
остальных.
[10] Интересно,
что в этом
стихе (Шмот, 11:9)
«Работ Мофтай
Беэрец
Мицраим –
...чтобы
увеличил Я
Свои чудеса
на земле
Египетской»
также
подсказывается
Рабби Моше
бен Маймон -
Рамбам.
Первые буквы
этих слов – רמב"םРМБМ
– еврейское
написание
имени
мудреца (и единственное
место в Торе,
где эти
четыре начальные
буквы слов
следуют
подряд одна за
другой).
Дальше, в
этой недельной
Торы
описывается
Пасхальное
приношение, и
Рамбам
родился в
день, когда
его приносят
(14-го числа
месяца
Нисан).
Большую часть
жизни Рамбам
жил в «земле
Египетской» и
«умножал там
чудеса»
лечением
больных, которые
считались
безнадежными.
Он настолько
прославился,
что даже
арабские
поэты слагали
о нем стихи. И
Мишнэ Тора
предсказана
в том же
отрывке Торы.
Если считать
от первой буквы
слова Моше
(Моше – имя
Рамбама),
пропуская по
50 букв,
получится
слово Мишнэ.
Потом пропустим
613 букв –
количество
заповедей,
описанных в
этой книге, и
опять посчитаем
по 50 букв –
выйдет слово
Тора. Мишнэ
Тора кодом
записана
около имени
Рамбама
(Торат Хемед)!
[11] Хотя
величие чуда
убеждает
многих, у
скептика, как
правило,
остаются
возражения.
Самое
великое из
чудес,
которые
произошли в
Египте, было
смерть
первенцев, и
в
действительности,
после него
евреев сразу
отпустили из
Египта и даже
уговаривали
уйти
побыстрей,
(но при этом
египтян
хватило
ненадолго, и
уже через
несколько
дней египетская
армия во
главе с
фараоном
гналась за
нашим
народом). Это
чудо должно
было оставить
как можно
меньше
сомнений в
том, что оно
не случайное
стечение
обстоятельств.
Ради этого
нужно было,
чтобы умерли
первенцы
только
египтян и ни
один еврей не
умер. Тора
подчеркивает,
что
Всевышний не
даст «ангелу
смерти» зайти
в дом еврея, в
смысле даже
те евреи,
которым
пришло время
умирать, не
должны были
умереть в эту
ночь.
[12] Их
ментальность
не
изменилась, и
они не смогли
бы уйти с
нашим
народом.
Согласно
Хаза"л, часть
из них умерли
во время
девятого наказания
дней темноты.
Другие
похоже
оставались в
Египте и
после исхода
(см. например
Таргум
"Йонатан",
Шемот 14:3).
[13] Как
обычно, когда
чудеса
происходят с
еврейским
народом,
многие
неевреи
присоединяются
к нам (см.
Эстер 8:17), хотя
обычно такие
"гейрим", переходящие
в Иудаизм не
по
правильным
причинам, не
являются
"находкой"
для нашей нации
(см. Йевамот 47б).
Уместно
упомянуть
здесь, что в
течение
истории
кроме
полноценных
"гейрим" -
переходящих
в Иудаизм, в
нашей среде
также были
полупрозелиты,
которые примыкали
к нашему
народу и
соблюдали
некоторые
заповеди (см.
также Биур
Халаха, 305). В
Библейские
времена, их
называли
"Боящиеся
Небес". Один
из известных
полупрозелитов
был Римский
Император
Марк Аврелий
Антоний (см.
Йерушалми,
Мегила 15б,
правильная гирса
и объяснение
этого
отрывка
приводятся в
книге "Грик ин
джуиш
палестайн,
стр. 78-80).