Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
нашей главе
мы читаем о
песне, которую
еврейский
народ пел
после
чудесного спасения
у моря[1].
Один из
стихов
описывает
страх,
который объял
разные нации,
которые
узнали про
чудо (15:15-16):
«Услышали[2]
народы и
трепещут,
ужас объял
жителей Плешета.
Тогда
устрашились
князья Эдома,
вождей Моава
дрожь
охватила,
оробели все
жители Кнаана.»
Как
объяснить
этот стих и
почему именно
эти нации
упомянуты в
нем?
Ответ:
Как известно,
Библейская
поэзия[3]
составляет
самую
сложную
часть Торы.
Обычно стихи
написаны так,
что можно
понимать их
по-разному.
Кроме этого,
синонимы[4]
и
повторяющиеся
концепции
часто
присущи стихотворной
форме. В
данном
случае, стих
разными
словами описывает
тот страх[5],
который
охватил
народы около Святой
Земли. При
этом описаны
различные
нации и
используются
разные слова
для страха[6].
Описание
наций здесь
следует
порядку четырех
будущих соседей[7]
Израиля с
четырех
сторон света.
Сначала упомянуты
Плиштим
(Филистимляне[8]),
которые
находились с
запада, потом
Эдом - с юга,
Моав[9]
- с востока[10]
и наконец
Кнаанеи[11]
(Финикийцы) с
севера[12].
В
принципе,
большинству
этих наций
нечего было
бояться
нашего
народа[13].
В случае
Моава и
Эдома, Тора
специально
говорит, чтобы
мы с ними не
воевали, и в
случае
Плиштим, сначала
наш народ
старался
сохранить с
ними хорошие
отношения[14].
Нации на
севере от
Израиля так и
оставались
нашими
друзьями в
течение
веков, и во
время царя
Давида и
Шломо
помогали в
строительстве
Храма. Даже
самим
Кнанеям была
предоставлена
возможность
принять
"Семь
Заповедей
Ноаха[15]",
и остаться
жить на
Святой Земле[16].
В
древние
времена,
единственная
гарантия безопасности
от соседей,
было
устрашение военной
мощью[17].
Тем не менее,
Библейские
пророки[18]
предсказали,
что так не
будет всегда.
Наступят дни,
когда каждый
народ сможет
жить
спокойно, даже
если он не
обладает
возможностью
нанести
ответные
удары врагу[19].
Тогда
исполнятся
слова "и
будет жить
ягненок с
волком",
маленький и
беспомощный
народ сможет
жить, не
боясь, что
его
уничтожат
большие и
сильные
нации[20].
Да заслужим
мы поскорее
дожить до
этого времени.
[2] Поэтический
язык здесь
использует
настоящее
время. Это
может быть
написано на
будущее:
когда
услышат
народы о
чудесах,
которые Всевышний
сделал, или
это молитва:
чтобы когда
народы
услышали, они
нас боялись,
или они уже
услышали о кознях
Египта и о чуде
еврейского
Исхода (см.
Рамбан и
Сфорно 15:15).
[3] В
общем,
конечно в
Библейском
Иврите четкой
границы
между прозой
и поэзией
нет, и вся Тора
читается с
"таамим" - по
нотам, как песня.
Тем не менее,
две основные
песни в Торе,
а также две
Брохи (Якова
детям, и Моше
еврейским
коленам) составляют
самые
поэтические
части Торы.
Комментарий
к этим
отрывкам
гораздо
больше, чем к
остальной
Торе, и
ранние
учителя
грамматики
нередко
предлагают
совершенно
различные
переводы
сложных
стихов.
[4] Конечно,
синоним
значит слова
близкие по
значению, но
не одинаковые.
Многие
комментаторы,
в особенности
Малбим, пытаются
объяснить
точные
детали
различий
между
синонимами.
[5] См.
также
Йехошуа 2:9-11.
[6] Точные
детали
различий
синонимов
слова «страх»
в нашем стихе
выходят за
рамки данной
статьи, но
для любопытного
читателя, мы
рекомендуем
посмотреть
Мехилту,
Малбим,
Йехошуа 2:9,
Адерет Элияху,
Хабакук 1:7 и 3:14
см. также
Ялкут Пниним
(Р. Менахем
Цви Таксин).
[7] См.
Рашбам 15:15.
[8] Интересно,
что
"Библейские
критики"
считали, что
"Филистимляне"
не существовали
на Святой
Земле до
более
позднего времени,
когда они
приплыли с
островов
Средиземного
Моря. Это
использовалось
как одно из
"доказательств",
что Тора
написана
людьми
гораздо
позже, и
поэтому
проектирует
реальность
своего
времени
назад
неправильным
образом
(анахронизм).
На самом
деле,
"Плиштим" (Филистимляне)
времен
Авраама и
позже, описаны
в Торе совсем
другими, чем
"Плиштим" с
которыми
воевали
Шауль и
Давид. Дело в
том, что
миграция (см. Рамбан,
Берешит 10:13) с
островов
Средиземного
моря на
западное
побережье
Палестины
происходила
поэтапно.
Первые цари
Плиштим
(Авимелехи)
правили в городе
Герар, и были
мирным
людьми, с
которыми
вступили в
союз Авраам и
Йицхак. Позже
на побережье
Средиземного
моря
установили господство
новые
Филистимляне.
Их центры
были в
городах Газа,
Ашдод,
Ашкелон,
Экрон и Гат,
которыми
управляли
«сарним» - правители
по
филистимлянски.
Эта нация
постоянно
воевала с
нашим
народом, и т.к.
в начале
"Железного
Века" они
единственные
умели делать
металлическое
оружие (см.
Шмуэль 1:13:19), то
имели
военное
превосходство
над нашим
народом
(Йехезкель
Кофман,
Сайрус
Гордон, Моше
Давид Касуто).
Шауль погиб
от их рук, и
только
Давиду удалось
их
присмирить.
Наоборот,
если бы "Тору
писали"
гораздо
позже, то
истории
наших праотцев
с Плиштим не были
бы описаны в
таком
благодатном
свете.
[9] Согласно
Ор Ахаим
Акодеш 15:15,
Аммон не
упомянут, т.к.
они включены
в Моав.
[10] Получается,
что народы
описаны по
кругу против
часовой
стрелки, как
и порядок,
описанный в
книге Царств
(1:7:25), когда
Шломо сделал
"море"
(большую
микву)
стоящую на 12
быках: с
севера,
запада, юга и
востока.
Талмуд называет
такое
описание
"дерех ямин" -
в правую сторону
и говорит что
всегда, когда
нам нужно
поворачиваться
(как
например,
когда трясут
Лулав в
разных
направлениях),
нужно делать
это в правом
направлении
(см. также Вопросы
и ответы
Хатам Софера,
Орах Хаим 187).
[11]
Территории
тех из
потомков
Кнаана,
которые жили
с севера от
Святой Земли
(в сегодняшнем
Ливане) не
включались в
семь наций,
которые были
обещаны
нашему
народу (см.
также наши
слова к главе
Деварим).
[12] См.
комментарии
Рабену Бахъе
(15:14) и Р. Элияху Китова
(см. также
ГР"А к главе
Аазину 32:2, где
приводится
похожее
объяснение к
другим стихам).
Можно также
сказать, что
первые
народы,
которые Тора
называет
просто
"Амим" (нации)
- подсказывает
север
Израиля
(упомянутый
лишь
подсказкой
т.к. он
ассоциируется
с особой
опасностью,
как сказано
(Йирмияху 1:14) "С
севера
придет наказание",
см. наши
слова к главе
Ки
Тиса), потом
запад, юг и
восток, и,
наконец, сами
Кнанеи,
жившие на
Святой Земле.
Согласно
этому объяснению,
порядок в
Торе точно
такой же, как
в Мелахим.
[13] См.
также Раши 15:15.
[14] См.
Даат Софтим,
Шмуэль,
Шиурим
Муханим 4.
[16] См.
Йерушалми
Швиит, 16б,
Рамбан,
Деварим 20:11 , Рамбам
Законы Царей
6:5.
[17] Так,
например
Шауль и в
особенности
Давид навели
страх на
большинство
наций вокруг,
кроме
Финикийцев, с
которыми
Давид был в
дружественных
отношениях.
Позже, когда
евреев все
боялись, Шломо
мог править
мирно.
[18] См.
Йешияху 2:4,
Мика 4:3.
[19] И
до сих пор
ситуация не
сильно
изменилась, множество
денег
постоянно
отводится на
"оборону", и
мы очень
далеки от
идеала. Но
Библейский
идеал был хотя
бы теоретически
принят
большинством
народов и
стихи из
Йешияху
висят над
Организацией
Объединенных
Наций.