Вопрос: В конце этой недельной главы, мы читаем о столкновении еврейского народа с Амалеком. Всевышний обещает, что Он Сам будет вести войну с Амалеком во всех поколениях. Позже (Деварим 25:17) Тора описывает мицву уничтожить Амалека. Когда и к кому относится эта позитивная заповедь[1]?

 

Ответ. Талмуд (Санхедрин 20б) объясняет, что мицва уничтожить Амалека предшествует мицве построения Храма[2]. Это утверждение кажется очень странным в свете того, что на самом деле Амалек не будет полностью уничтожен до конца дней, в то время как Храм был построен царем Шломо 3000 лет назад. Разные решения были предложены для этой трудности[3]. Но мы хотели поговорить об известном мнении автора книги «Акейдат Йицхак»[4], т.к. оно объясняет много непонятных концепций[5].

 

Автор Акейды (в 50-ой главе) пишет, что когда Всевышний обещал Давиду что его "сын" построит Храм, имелся в виду совсем не Шломо! Сын - это царь Машиах, который в конце дней построит настоящий Храм. Тот Храм, который построил Шломо, конечно был определенным достижением[6], и Всевышний не помешал ему в этом, но это не тот Храм, который Он имел в виду. Этот Храм, который вся наша нация признавала в течение всего нескольких лет[7], простоял четыре столетия и был разрушен. Тем более Второй Храм, в котором отсутствовало даже проявление Присутствия Творца[8], не мог быть тем Храмом, которого Творец пообещал Давиду.

 

В конце дней, когда полностью будет уничтожен Амалек[9], будет построен, наконец "настоящий" Храм. Да заслужим мы поскорее увидеть это.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Некоторые идеи о войне с Амалеком мы уже описали в предыдущем комментарии к этой главе.

[2] Интересно, что и сам Рамбам в Сефер Амицвот (188) и Сефер Хахинух (604) цитируя Талмуд, приводят мицву построения Храма до мицвы войны с Амалеком (см. Моадим Везманим 2:162, что возможно существовала другая гирса, которая сохранилась в Тосефте Санхедрин 4:3, Танхуме, Ки Теце 11:11, Псикта Рабти 12 и Псикта Дерав Кахана 3:14).

[3] Р. Моше Штарнбух (Моадим Везманим 2:162) например предлагает, что мицва воевать с Амалком относится только когда амалекитяне живут вместе, но когда их остатки разбежались после войны с Шаулем эта мицва больше не относилась. Не исключено что Талмуд действительно имеет в виду, что если Амалек присмирен, даже если не полностью уничтожен, то уже можно строить Храм.

[4] Р. Йицхак Арама, известный мудрец и философ, книги которого стали «шулхан арухом» по еврейской мысли.

[5] Сам автор пишет не о войне с Амалеком, и его мнение основано не на вопросе, который мы задали, но оно объясняет многие стихи книги Мелахим,  а заодно отвечает и на наш вопрос.

[6] См. наши слова к главе Лех Леха, что и пророчества Торы могут сбыться разными способами. Если бы Шломо и еврейский народ заслужили бы, то тогда Амалек мог быть уничтожен еще в том поколении, и Храм никогда не был бы разрушен. Также и в поколении Эзры, если бы наш народ заслужил, Второй Храм был бы последним (см. Абарбанель к главам упрека).

[7] Сразу после смерти Шломо, большая часть нашего народа отвергла Храм. Автор «Даат Софрим» предлагает, что возможно наш народ приходил в Храм в течение только 14 лет.

[8] Талмуд, Йома 21б.

[9] Также, по мнению Хагахот Маймонид к законам Мелахим (5:1), мицва воевать с Амалеком относится только в конце дней во времена Машиаха. Интересно, что согласно Рамбаму (предисловие к Мишне) война Шауля не была исполнением мицвы Торы, но лишь отдельной заповедью пророка, данной в то время, что вполне согласуется с тем, что мы написали.