Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Берешит.

 

1. Какое Имя Творца используется при описании творения мира и почему?

 

В описании Творения мира используется только Имя «Элоким», а не главное четырехбуквенное Имя. Причина в том, что главное Имя Творца указывает на Его особое вмешательство в историю – «хашгаха пратит» (см. Малбим 2:4, см. также другие объяснения в ГР”А там же, а также Раши 1:1, Берешит Рабба 13:3).

 

2. А когда впервые упоминается главное Имя Всевышнего?

 

Во второй главе (2:4) уже после создания человека.

 

3. «Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда поешь от него, ты умрешь» (2:17). Почему же тогда Адам не умер в день своего греха?

 

Одно из объяснений: т.к. Адам раскаялся, Всевышний отменил приговор.

 

4. Сколько проклятий получили Адам, Хава, змея и земля?

 

Согласно Зоару (Зоар Хадаш к первой главе Рут), всего они получили 39 проклятий, а в Бемидбар Рабба, 5 упоминается, что они получили 40 проклятий (среди комментаторов есть некоторый диспут как точно их считать). (Супротив этого, грешникам давали 39 или 40 плетей).

 

5. «И человек познал свою жену, и она родила ему сына и назвала его Шет …» (4:25). О каком человеке идет речь?

 

Простой смысл, что речь идет о том самом Адаме, упомянутом до сих пор, но Р. Гедалия Надель считает, что здесь имеется в виду какой-то другой «адам», который жил гораздо позже.

 

6. Откуда Лемех отец Ноаха заранее знал будущее, когда назвал сына «Ноах» (от слова успокоение), говоря «Этот облегчит нас от деяния нашего и от мучения рук наших от земли, которую проклял Господь»? (5:29).

 

Возможно, он просто надеялся, что у его сына будет хорошая судьба. Хазаль же считают, что Ноах родился с какими-то особенностями. Также возможно, что имя Ноах было дано ему позже, а не сразу при рождении. Еще объяснение: т.к. Ноах родился уже после смерти Адама, и вдобавок был десятым поколением после Адама, была надежда, что проклятье Адама должно теперь закончиться. Есть также объяснения, что Адам, который был пророком, в свое время предсказал Лемеху, что у него родится особый сын, или что сам Лемех обладал пророческим даром.

 

7. «И видели сыны божественные (Бней-Элоким) дочерей человеческих, что хороши они, и брали себе жен из всех, каких выбирали» (6:2). О ком здесь идет речь?

 

Возможно великие люди, судьи и лидеры поколения, стали насильно забирать красивых женщин (включая и чужих жен). Еще есть мнение, что потомки Шета стали жениться на потомках Каина, а некоторые объясняют как раз наоборот. Есть также легенды о «павших ангелах», которые совращали женщин (см. также объяснения Малбима здесь).

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Запрещено сидеть рядом с тем, кто молится Шмоне Эсре. А если больной или старый человек молится сидя, можно ли рядом с ним сидеть?

 

Есть диспут на этот счет.

 

9. А если человек уже сидел, и кто-то встал рядом и начал молиться, нужно ли встать?

 

Обычно вставать не обязательно, хотя желательно, но если в синагоге встали молиться Шмоне Эсре, то и тот, кто с ними не молится, должен встать (но если он пока читает другие части молитвы, по многим мнениям вставать необязательно). В любом случае, если человек сидит прямо перед молящимся, ему следует встать.

 

10. А на каком расстоянии от молящегося можно садиться?

 

4 амот (примерно 2 метра), но некоторые говорят, что это только относится, если сидишь сбоку, но садиться прямо перед молящимся нельзя даже на большем расстоянии.

 

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. Какая буква в нашей главе большого размера?

 

Бет в «Берешит».

 

12. А какая буква маленькая?

 

Хей в «Бехибарам» (2:4).

 

13. В нашей главе есть один из стихов, про который, согласно Хазаль, есть неуверенность о том, как расставить знаки препинания и разделить предложение (т.е. где поставить «запятую»). Какой это стих?

 

«Ведь если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит …» (4:7). Есть неуверенность, относится ли слово «сеэт» к первой части предложения, и тогда это слово означает «простится (тебе)» или к последующей, и тогда это слово значит «будет засчитан (тебе грех)» (см. Йома 52б и Раши там, см. также пометки Рава Рубена Маргулиоса в Ницуцей Ор).

 

Предыдущая глава