Лерефуа
Шлема
Элизабета
Бат Роза
Вопрос: В
конце этой
главы мы
читаем
несколько
загадочное
описание: «Исполины
существовали
на земле в те
дни и также
позднее - как
приходили бней
Э-лохим (сыновья
Божьи) к
дочерям
человеческим,
и те рожали
им сыновей:
они и есть
богатыри, искони
известные
своими
именами». Как
объяснить
эти странные
слова[1]?
Ответ:
Многое в
нашей
недельное
главе непонятно,
и на самом
деле еще в
древние
времена комментаторы
разделились
в понимании
целого ряда
описаний
нашей главы[2].
Также и в
случае
последних
стихов,
существует
разногласие
в том, как их
понимать.
Казалось бы,
простой
смысл в том,
что "великие"
люди силой
брали себе в
жены[3]
любых женщин,
которые им
нравились, и
согласно
этому
пониманию, слово
"Э-лохим[4]"
здесь
означает
сильных мира
сего[5].
Тем не
менее, эти
стихи можно
объяснить и дословно,
но наоборот
чем кажется
на первый
взгляд[6].
Тора, возможно,
описывает здесь,
откуда
пришили
предания
народов о полубогах.
В старые
времена,
сильные мира
сего использовали,
в том числе
свое
происхождение,
чтобы повелевать
народами. Им
недостаточно
было быть
просто
людьми, они
должны были
создать
легенды о своем
"божественном"
происхождении[7].
Согласно
этому
подходу, Тора
не описывает,
что у ангелов
были земные
"дети", а
приводит истории
о людях,
которые
говорили, что
они - дети
ангелов (или
богов).
Согласно
этому, наши
стихи нужно перевести
так: "В те
времена, а также
и в более
позднее
время,
существовали
сильные люди,
которые
утверждали,
что они потомки
детей богов,
которые
пришли к
дочерям человеческим[8].
Это
известные
люди, которые
таким
образом
завоевывали
себе имя".
Да
заслужим мы
наконец,
чтобы все
люди перестали
поклоняться
самим себе,
но приняли
лишь Одного
Бога, и
только Его
Имя было у
всех на устах
(Зехария 14:9).
[1] Конечно,
большинство
древних народов
верили, что
"боги" или ангелы
могут рожать
детей от земных
женщин. Неужели
и в Торе
существует
концепция
ангелов, которые
могли иметь
детей от
женщин на
земле?
[2] См.
например
Талмуд,
Хагига 12-13. В
описании
Творения
мира, кроме
подхода Раши,
см. также слова
Рамбана и
Сфорно, а
также ГР"А в
Адерет Элияху.
В описании
Адама, см. в особенности
комментарии
Ибн Эзры,
Ралбага и Абарбанеля
и Море
Невухим
Рамбама 2:30.
Некоторые из
философских
комментаторов
считали,
например, что
часть из
историй Адама
и Ган Эдена -
это "машаль" (аллегория).
[3] В
том числе
забирая и
чужих жен (см. Раши
6:2).
[4] Дело
в том, что это
слово часто значит
Имя Творца, но
может также
означать "ангелы"
или "силы", иногда
указывая на
сильных мира
сего, например
судей. В
данном
случае, по
большинству
мнений нужно
переводить это
слово, как
просто
сильных
людей, и
мидраш даже
говорит, что
Рабби Шимон
проклинал
тех, кто
переводит
иначе (см. Берешит
Раба 26:5, тем не
менее, см.
Тана Дебе
Элияу Зута 25, Раши
Йома 67б, но ГРА
в четвертой
главе Сифры
Децниута принял
и эту Агаду не
дословно).
[5] По
некоторым объяснениям,
люди Бней Элоким
- "Дети Божьи"
- это праведные
дети Шета, а "дочери
человеческие"
- происходили
из потомков грешного
Каина (см. Ибн
Эзра). Существует
также объяснение,
что из всех человекообразных,
только потомки
Адама обладали
особой Божественной
душой, но через
несколько поколений
они стали смешиваться
с остальным населением
(Рав Арье
Каплан).
[6] См.
Малбим.
[7] Не
исключено,
что
"беспорочное
зачатие"
Христиан тоже
было
основано на
этих
концепциях.
Чтобы
завоевать
сердца
язычников, Иисусу
недостаточно
было быть
просто "Мессией",
но он должен
был быть и "Сыном
Божьим" (см.
"Настоящий
Мессия" Рава
Арье Каплана,
и "Возможность
Принять"
Рава Лоренса
Келемана, где
в аппендиксе
приводится
на этот счет официальный
ответ
Католической
Церкви).
[8] В
биографии
Рава Моше
Файнстина приводится
интересное объяснение,
почему дочки
Лота в именах
своих
сыновей
подсказали,
что те происходят
от их отца.
Дело в том,
что т.к. они
находились
одни в
пещере, могли
распространиться
слухи, что они
забеременели
от Божества, и
чтобы предотвратить
подобную
ситуацию, эти
праведницы признали,
что дети происходят
от Лота.