Леилуй Нишмат Соня бат Йисраэль.

 

Ответы к главе Бемидбар.

 

1. Почему в книге Бемидбар почти нет заповедей? А в какой книге Торы еще меньше заповедей, чем в Бемидбар?

 

Книга Бемидбар в основном занята нашей историей со времени, когда был построен переносной Храм и до подхода к Земле Израиля. В идеале, если бы не грех разведчиков, мы бы зашли в Землю Израиля через несколько месяцев после построения Мишкана. Заповеди же Торы в основном описаны в книге Вайикра, пока наш народ был у горы Синай, а также в последний месяц жизни Моше, когда он повторял всю Тору (в книге Деварим). Также немало заповедей было написано в книге Шемот, в основном в контексте Десяти Заповедей (глава Йитро) и союза, который был заключен после этого (глава Мишпатим). Наименьшее количество заповедей - в книге Берешит, т.к. эта книга описывают нашу историю еще до формирования еврейского народа.

 

2. Какой по продолжительности период времени описывается в книге Бемидбар?

 

40 лет (хотя возможно имеется в виду только 39 лет).

 

3. Первый стих нашей главы сообщает, что описанные дальше события произошли «первого числа второго месяца» (т.е. первого Ияра). А в какой главе дальше в книге Бемидбар описаны события, которые произошли на месяц раньше?

 

Глава Бехаалотха (Бемидбар 9:1), начинается с «первого числа первого месяца». Там говорится о Песахе, который еврейский народ принес, как положено, а также о заповеди «Песах Шени». Видимо, главная тема нашей книги, о формировании еврейского лагеря и ухода от Горы Синай, описана сначала, а потом Тора возвращается назад и описывает события, которые произошли раньше.

 

4. А почему вообще Тора написана не в хронологическом порядке?

 

Это непростой вопрос. Бывает, что Тора предпочитает описывать события по порядку важности. Иногда Тора заканчивает с одним предметом, а потом возвращается назад к другому (см. например Шемот 18:27). Бывает, что события, которые не произошли подряд, могут быть описаны рядом из-за каких-то общих черт данных событий, или для сравнения, например, контраст между испытанием Йосефа, и истории между Йехудой и Тамар; контраст между приходом Амалека и приходом Йитро и.т.п.

 

5. В нашей главе Тора описывает перепись населения, причем считали только мужчин с возраста 20 лет. А до какого максимального возраста мужчины были включены в подсчет? Где это написано?

 

60 лет. Перепись населения была сделана в основном для формирования армии, куда брали только до 60 лет.

 

6. А какую группу евреев считали отдельно с возраста одного месяца?

 

Левиты.

 

7. Почему их считали также второй раз по другой возрастной категории?

 

Левитов Тора считает отдельно старше 1 месяца, и отдельно от 30 до 50 лет. Первый подсчет был сделан, чтобы выкупить с помощью Левитов, всех первенцев евреев, т.к. вместо первенцев, в Храме служили Левиты. Второй подсчет был сделан для взрослых Левитов, которые служили с 30 до 50 лет.

 

8. В каком порядке упомянуты колена во время переписи населения? Почему?

 

Колена упомянуты в основном порядке лагерей (хотя в порядке подсчета лагерь Реувена упомянут первым, а в порядке путешествия лагерей, Йехуда шел первым). В основном, Тора придерживается порядка рождения детей у каждой из матерей (Леи, Рахели, Зилпы и Билхи), чтобы по возможности дети одной матери были в одном лагере (не считая Леви, который был посередине). Но невозможно разделить 12 колен на 4 лагеря по 3, чтобы в каждом были только потомки одной матери, поэтому в лагере с Реубеном и Шимоном, был также Гад (первый сын служанки Леи - Зилпы). А Дан - первый сын Билхи, формировал последний лагерь, вмести со вторым сыном Билхи, и оставшимся сыном Зилпы.

 

9. Почему общее число евреев, описанное в нашей главе (1:46) было ровно таким, как и при подсчете, описанном в книге Шемот (38:26).

 

Некоторые считают, что были подсчитаны одни и те же евреи оба раза, правда во второй раз уже определены и их семьи. См. также наши комментарии здесь для других ответов.

 

10. Почему количество первенцев (3:43), составляло такой малый процент (3.7%) от общего мужского населения?

 

Некоторые считают, что первенцы, подсчитанные здесь - это только те первенцы, которые родились после Исхода, к которым начала относиться заповедь выкупа.

 

Вопросы по халахе. (В ожидании Шавуота, мы решили на этот раз послать вопросы по законам Йом Това).

 

11. Можно ли принять горячий душ в Йом Тов?

 

Нет. (Сефардим разрешают, если использовать воду, которая была нагрета еще до праздника, т.е. отключен бойлер).

 

12. Если нет, то какие части тела можно помыть горячей водой?

 

Можно помыть меньше половины тела, но не в бане. Насчет домашней ванны, если человек хочет помыть часть тела, (например женщина хочет посидеть в теплой воде), рекомендуется не снимать верхнюю часть одежды.

 

13. Можно ли курить в Йом Тов?

 

Большинство запрещает (да и в будний день это крайне не рекомендуется). Но если человек следует мягкому мнению, ему нужно быть осторожным, чтобы не потушить сигарету или то, чем ее зажгли, а оставить догорать. Вдобавок нельзя убирать пепел, и его нужно оставить, чтобы он падал сам. (Есть дополнительный диспут, если на сигарете напечатаны буквы, есть ли запрет ее курить, т.к. буквы уничтожаются).

 

14. Если включили слишком сильный огонь газовой плиты, можно ли его уменьшить во время готовки?

 

Многие поским запрещают уменьшать газ даже во время готовки, если можно зажечь другую горелку поменьше. Но есть и те, кто во время приготовления пищи разрешают уменьшить огонь, если это требуется, чтобы еда не сгорела.

 

15. Можно ли увеличить или уменьшить температуру электрической плиты?

 

Нет.

 

16. Можно ли взять на улицу связку ключей, на которой в том числе и ключи, которые в Йом Тов не понадобятся (например от машины)?

 

Нет. Но если эти ключи не мукце, некоторые разрешают. (Если ключ годится только для зажигания машины – он мукце, но если им можно открыть и дверь, и свет не зажжется, то теоретически это не запрещено и в Йом Тов, вдруг например у человека в машине что-то нужное для праздника).

 

17. Этот Шавуот попадает на Моцей Шаббат, и Авдалу делают во время Кидуша. Как поступить если забыли сделать Авдалу и уже выпили стакан Кидуша?

 

Надо сделать Авдалу когда вспомнили. Если во время трапезы собирались пить вино, то не нужно делать новую броху на вино, а делают только броху на Авдалу (и конечно на огонь). Если вспомнили наутро или даже во второй день Йом Това то делают Авдалу когда вспомнили, (но на огонь уже броху не делают).

 

18. Можно ли еврею из Хуц Лаарец, который находится в Израиле попросить Израильтянина сделать что-то для него во второй день Йом Това?

 

Большинство мудрецов запрещает. (Заметим, что у Любавичей обычай не соблюдать в Израиле второй день Йом Това, даже если человек там находится временно; наш вопрос был поставлен для всех других евреев, кто находясь временно в Израиле соблюдают Йом Тов Шени).

 

Счастливого всем праздника дарования Торы!

 

Предыдущая глава