Глава
Бемидбар:
Вопрос:
В
этой
недельной
главе Тора
обсуждает
порядок
установления
лагерей
двенадцати
еврейских
колен. В чем
смысл
деталей
описанных
здесь?
Ответ.
Как
известно,
еврейский
народ
называется "воинством
Всевышнего".
Все евреи
вместе
заслуживают,
чтобы
присутствие
Творца
обитало
среди них[1].
Таким
образом,
единство
евреев
соединяет их
души под
общим
духовным
корнем и
Шхина обитает
среди нас[2].
Чтобы
проявление
Всевышнего
было наибольшим,
очень важно
было
соблюсти
точный порядок
расположения
двенадцати
колен
Израиля. Этот
порядок
обсуждается
во многих
книгах[3].
Невозможно
детально
рассказать
обо всем, мы
как обычно
ограничимся
общими
словами.
В
целом,
двенадцать
колен
разделаются
на четыре
лагеря, в
четырех
направлениях
света[4].
Как мы уже не
раз писали[5],
число четыре
имеет очень
важное
значение, и
связано с
четырьмя
буквами
Имени Творца и
четырьмя
видами
управления
миром. Также в
своем
видении[6],
пророк
Йехезкель
видел
ангелов с
четырьмя
лицами: льва,
быка, орла и
человека. Как
Вы увидите в
таблице ниже,
символы
главных
племен расположенных
в каждом
направлении
(Йеуда, Рубен,
Йосеф и Дан)
соответствуют
этим четырем
лицам. Мидраш[7]
также
описывает,
что четыре
главных
ангела
(Михаэль,
Габриэль,
Уриэль и
Рефаэль) связаны
с этими
четырьмя
направлениями
еврейских
лагерей.
В
общем,
двенадцать
племен[8]
соответствуют
12 месяцам
года, 12 знакам
зодиака, 12
видам
ключевых
действий, у
каждого племени
был флаг
своего цвета
со своей
картинкой.
Детальное
обсуждение
всего этого
выходит за
пределы
наших комментарий,
мы лишь
опишем
вкратце,
базируясь на
комментарии
ГР"А к Сефер
Йецира (книге
творения 5:3-9) и
Рабейну
Бахъе
(Бемидбар 2:2).
Племя |
Месяц |
Знак
зодиака |
Действие |
Цвет флага |
Рисунок на
флаге: |
Йеуда |
Нисан |
Овен |
Говорить |
голубой |
Лев |
Иссахар |
Ияр |
Бык |
Думать |
Черный |
Солнце и
луна |
Рубен |
Сиван |
Близнецы |
Смотреть |
Красный |
Человек[9] |
Нафтали |
Тамуз |
Рак |
Ходить |
Фиолетовый |
лань |
Шимон |
Ав |
Лев |
слушать |
зеленый |
Город Шхем |
Гад |
Элул |
Дева |
Делать
руками |
Черный с
белым |
лагерь |
Йосеф |
Тишре |
Весы |
Иметь
отношения |
Ярко черный |
Бык[10] |
Леви |
Хешван |
Скорпион |
Нюхать |
Белый,
черный и
красный |
Урим и Тумим |
Биньямин |
Кислев |
Стрелец |
Спать |
Смесь всех
цветов |
Волк |
Дан |
Тевет |
Козерог |
Злиться |
Черный, как
тушь |
орел[11] |
Ашер |
Шват |
Водолей |
Есть |
Светло
желтый |
Дерево олив |
Зевулун |
Адар |
Рыбы |
Веселиться |
белый |
Корабль |
Для
тех, кто
внимательно
читал наши
комментарии
к предыдущим
главам,
многое в этой
таблице
будет более
понятно. Вы
можете также попытаться
объяснить
соответствие
между
духовными
корнями
каждого
племени, акциями
относящимися
к ним, их
флагами и месяцами,
внимательно
читая
благословения
Якова своим
детям и Моше
еврейским
коленам, но
подробное
разъяснение
выходит за возможности
наших
комментарий.
[1] Разумеется,
в какой-то
степени,
присутствие
Всевышнего
открывается
и одному
человеку,
который
занят изучением
Торы и соблюдением
заповедей. Но
чем больше
евреев
исполняют вместе
волю Творца, тем
в большей
степени
Шхина с ними
(см. Авот 3:2;
Талмуд,
Брахот 6а). В
частности, 600000
евреев заслуживают
особой
близости к
Творцу. Существует
даже
специальное
благословение,
которое
делают, когда
видят 600000 евреев
(см. Талмуд, Брахот
58а). Интересно,
что по
некоторым
мнениям, запрет
носить вещи
по улице в
Субботу
относится по
закону Торы
только к
месту, где
собираются 600000
человек, но в
других
местах
запрещено носить
(если нет эйрува)
только
раввинами
(см. Шулхан
Арух 345:7, см.
однако Мишна
Берура, Биур hалаха
начиная со
слов Шеэйн).
Заметим, что
еврейский
народ
пересчитывался
несколько
раз в течение
нашего
хождения по
пустыне (см.
Раши Шемот 30:15,
Гур Арье там же,
Рамбан Шемот
30:2), и каждый раз
общее число
должно было
составлять
не меньше 600000
(см. Зоар
1:2а)
[2] См.
также Тания,
глава 32 по
отношению к
мицве любить
каждого
еврея, как
самого себя.
[3] См.
например
Бемидбар
Раба 2:10; Зоар 154а-155а;
Рамбан, Рабейну
Бахъе,
Реканти к Бемидбар
2:2; ГР"А к
первой главе
Сифра
Децниута.
[4] Талмуд
(Гитин 31б, Бава
Батра 25а) и
Зоар Хадаш (Берешит)
также
упоминают
про четыре
направления
ветра,
который дуют
каждый день,
см. наши
слова к главе
Ваера, по
отношению к четырем
частям дня.
[5] См. наши
слова к главам Ваера,
Бо, Трума, Цав и
Шмини.
[6] В общем,
отрывок
первой главы
Йехезкеля
называется
"Маасе
Меркава" и
является
одним из
наиболее
мистических
учений Каббалы
(См. Талмуд,
Хагига 13а).
[7] Бемидбар
Раба 2:10.
[7]
Заметим, что
в некоторых
сидурах
напечатано в
молитве
перед сном (и
после
дорожной молитвы):
"справа от
меня - Михаэль,
слева - Габриэль,
впереди - Уриэль
а сзади - Рефаэль".
[8] Хотя
после
разделения
Йосефа на два
племени,
получилось
всего
тринадцать
племен, тем
не менее,
Тора всегда
считает двенадцать.
Иногда Леви
считается
отдельно, как
и в случае
нашей главы.
Это племя располагалось
в центре, и
делилось на
четыре лагеря
в четырех направления
мира. В
других
случаях, Тора
считает Леви
с остальными
племенами, но
тогда Йосеф
считается
одним
племенем. А в
случае благословения
племен в
конце Торы,
Леви, Эфраим
и Менаше
получили
отдельные
благословения,
но зато Шимон
не упомянут,
его благословение
включено с Йеудой
(см. Рамбан Деварим
33:6). Таким
образом,
общее число
колен всегда
остаётся 12.
[9] Согласно
другим
мнениям на
флаге Рубена
были
нарисованы
«дудаим» - растения,
напоминающие
по форме
фигуру человека
и помогающие
забеременеть.
Тора описывает,
что Рубен
принес их
своей маме (Бемидбар
Раба 2:7).
[10] Согласно
другим
мнениям, на
флаге Йосефа
были
нарисованы два
принца (Бемидбар
Раба 2:7).
[11] Согласно
другим
мнениям, на
флаге Дана
была змея (Бемидбар
Раба 2:7).