Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
этой
недельной
главе
описываются
лагеря, на
которые была
разделена
наша нация. В
общем,
согласно
мудрецам
Талмуда[1],
размер всего
еврейского
лагеря, был
примерно 12 на 12
километров.
Как в
гористой местности
у горы Синай
могли
поместиться все
эти люди?
Ответ:
Как мы уже не
раз писали, у
комментаторов
Торы есть два
совершенно
разных подхода.
Согласно
одному[2],
даже те
отрывки Торы,
где не
упоминаются
никакие
особые
чудеса,
объясняются
чудесным образом[3].
Второй
подход –
рациональный,
и даже чудеса,
упомянутые в
Торе,
объясняются
наиболее близко
к природе[4].
Конечно,
согласно
первому
подходу, наш
вопрос легко
решается.
Несомненно,
Творец мог временно
создать
плоскую
местность[5]
там, где это
требовалось
для
еврейского
народа[6].
С другой
стороны,
согласно
второму
подходу, на
Синайском
полуострове
нет мест, где
могли бы
сформироваться
лагеря,
описанные в нашей
главе.
Прежде
чем мы
попробуем
ответить на
заданный
вопрос,
давайте
сначала
разберемся,
где именно
проходили
евреи, и
главное где
произошло
самое важное
событие в
истории:
Синайское
откровение?
Тора
упоминает
Синай и Хорев[7]
много раз, но
не сообщает,
где
находится эта
гора.
Семнадцать
веков назад,
Христианский
Император
Рима
Константин и
его мама Елена
выбрали одну
из гор на
полуострове,
который
сегодня
называться
Синайским, и
считая ее
горой Синай,
построили
там монастырь.
С тех пор,
большинство
"кандидатов"
на гору Синай
ищут на
"Синайском"
полуострове.
Тем не менее,
ни одна из
этих гор не
соответствует
каким-либо
еврейским
традициям, и
у нас нет
никаких
причин
ограничивать
поиск Синай
на
"Синайском"
полуострове.
Тора
описывает
Синай, как
гору, до
которой Моше
дошел, когда
он пас скот
Йитро[8].
Весь Синайский
полуостров
не особенно
подходит для
пастбищ, да и
нет никаких
причин
считать, что Моше
так далеко
удалился от
Мидьяна,
находящегося
в северной
Саудовской
Аравии, если
он мог найти
подходящую
траву ближе.
Кроме того,
Синайский
полуостров
слишком близок
к Египту, и
Моше,
скрывающийся
от Фараона
вряд ли хотел
быть
пойманным
там.
Гораздо
более
вероятно,
искать Синай
где-то
недалеко от
Мидиана[9],
т.е. в
сегодняшней
Саудовской
Аравии[10].
На самом
деле, есть
одна гора[11]
«Алаль Бедр»,
являющаяся
действующим
вулканом[12],
которая
очень
подходит под
описание
Торы. Эта
гора
расположена
на плато,
которое очень
удобно для
расположения
лагерей.
Возможно, что
сама
возвышенность
плато
называлась
Хорев, а
вулкан на нем
– Синай.
Согласно
этому
подходу, наш
народ
перешел Красное
Море около
Эйлата[13],
и потом
путешествовал
по правому
берегу в районе
Саудовской
Аравии.
Интересно,
что пустыня
Эйтан и Шур[14],
где
происходил
переход,
действительно
по описанию
очень
подходит к
этому району,
т.к. горы в
этом месте
выглядит как
стена (шур[15]).
Конечно,
точно узнать
что-либо
через три тысячелетия
невозможно, и
эта статья
лишь предлагает
возможное
объяснение
событий. Да
заслужим мы
удостоиться
прихода
Махшиаха,
когда мы
получим
ответы на все
наши вопросы!
[1] См.
например
Сота 13б.
[2] В
основном
этот подход
используют
Мидраши
Хазаль и те
Ришоним,
которые их
цитируют.
[3] Обычно
в самих
стихах
ищутся
подсказки на дополнительные
чудеса.
[4] Это
подход в
основном
школы Сефардских
мудрецов.
[5] И
на самом деле
так считают
Хазаль (см.
Бемидбар
Раба к этой
главе 2:1;
насчет того,
как евреи
передвигались
см. также
Йерушалми,
Эйрувин 33а,
Раши,
Бемидбар 10:25).
[6] Разумеется,
все согласны,
что
Всевышний мог
это сделать.
Весь вопрос и
вся разница
подходов
лишь в том,
что именно
Творец сделал.
[7] Есть
мнение, что
Хорев - это
лишь другое
название той
же горы, но см.
ниже.
[8] См.
также Йосеф
Флавий,
Иудейские
Древности 2:12.
[9] См.
Рамбан, Шемот
18:1.
[10]
Идея поиска
горы Синай не
на Синайском
полуострове
довольно
стара, и
немало «кандидатов»
в том числе
продвигалось
и в Саудовской
Аравии
(популярный
еврейский
журнал
«Кантри
Йоси» недавно
тоже опубликовал
статью об
этом). Одна из
наиболее интересных
популярных
книг на эту
нему «Миракл
Оф Эксодус»
написана
ученым из
Кэймбриджа –
Колоном Хампфрейсом,
но в нашей
статье мы
лишь обсуждаем
возможные
еврейские
источники,
относящиеся
к этому
предположению.
Конечно, одно
из
преимуществ
этой теории в
том, что в отличии
он
Синайского
полуострова,
где ученым не
удалость
пока найти
никаких следов
пребывания
еврейского
народа, в
пустынях
Саудовской
Аравии без
сомнения
когда-то жило
множество
людей. Также
понятней становится,
откуда евреи
могли
доставать
материалы
для Мишкана
(см. например
Ибн Эзра, Шемот
25:5).
[11] Интересно,
что согласно
этому Синай
находится
как раз между
территорией
Эдома и
основной
территорией
потомков
Йишмаэля (арабами,
жившими в
Саудовской
Аравии). Этим
можно
объяснить Мидраш
наших
мудрецов, что
Всевышний предложил
сначала Тору
Эдому и
Йишмаэлю. Эдом
- с севера от
Синай (левая
сторона), а Йишмаэль
- с Юга (правая
сторона, см.
наши слова к
главе Цав).
[12] На
самом деле
многие из
описаний
Торы подходят
к
действующему
вулкану, и
тут Всевышний
может быть
тоже
оперировал
по принципу "уменьшения
чуда"
насколько
возможно.
[13]
Обычно
считают, что
переход
произошел
через
Суэцкий
Залив, но
согласно
предположению,
что Синай в
Саудовской
Аравии, наш
народ перешел
Залив Акабы
(с юга от
Эйлата).
[14] См.
Ибн Эзра и Р.
Бахъе Шемот 25:22,
Радак, Шофтим
11:16, что это одно
и то же место.
Согласно
Профессору
Хампфрейсу,
Шур – это еврейское
название, а
Эйтан –
египетское.
[15] См.
также Р.
Бахъе 15:22.