Леилуй нишмат Лейб бен Наум и Соня бат Йисроэль.

 

Вопрос: В этой недельной главе мы читаем про подсчет еврейского народа. Число евреев оказалось точно таким же, как после переписи в книге Шемот (38:26): 603550[1]. Как объяснить это совпадение[2] и в чем его важность[3]?

 

Ответ: Многие из комментаторов удивлены совпадением полного числа евреев в книге Шемот и здесь. Согласно большинству комментарий и также простому смыслу Торы, без сомнения речь идет о двух различных подсчетах, и второй произошел на полгода позже первого[4]. Тем не менее, очень похоже, что считали одних и тех же людей, и на самом деле так считают многие из комментаторов[5]. По их мнению, возраст от двадцати лет, упомянутый при подсчете, считался не со дня рождения, а согласно количеству прошедших Рош Ашан[6]. Получается, что в течение всего года, от Первого Тишре до 29 Элула[7], одни и те же люди считались двадцатилетними[8]. Пока евреи строили Мишкан, ни один из них не умер[9], и их число не изменилось.

 

Существует также объяснение, что на самом деле после того как при первом подсчете получилось определенное число евреев, потом, при смерти какого-то из членов "армии Всевышнего", на его место зачисляли другого. Таким образом, даже если через полгода евреев всего было больше чем 603550, тем не менее "зачисленных" евреев оставалось столько же, и о них идет речь в нашей главе[10].

 

Наконец последнее объяснение пытается предположить, что и в книге Шемот и здесь речь идет об одном и том же подсчете! Дело в том, что наши мудрецы[11] сообщают нам, что иногда Тора написана не в хронологическом[12] порядке. Таким образом стихи Торы могут быть написана в подобающей главе, до того как они реально произошли[13]. Таким образом, всего на Храм понабилось 603550 монет в пол шекеля серебра, и Тора сообщает заранее, в главе Пекуде, что это соответствовало количеству евреев, которые было подсчитано позже, через пол года. На самом деле, количество евреев, которые дали по пол шекеля могло быть и большим, но получилось, что на построение Храма понадобилось ровно столько, сколько потом будет населением при подсчете в нашей главе[14].

 

Да заслужим мы увидеть возобновление мицвы пожертвований полу шекелей, на которые будут покупать приношения в отстроенном Третьем Храме!

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Заметим, что число евреев всегда должно было оставаться не меньшим, чем 600000 (см. Зоар 1:2б).

[2] Я сомневался сначала стоит ли писать на эту тему. Тогда как другие раввины наверняка рассказывают о глубоких концепциях распределения нашего народа, связанных с этой главой, наш вопрос кажется немного занудным. На самом деле, для тех из Вас, кто не очень любит математику, этот "ворт" может показаться скучным, и Вы можете его пропустить.

[3] Заметим, что, судя по всему, все числа в этой главе округляются до 50, и согласно этому число евреев возможно изменилось, но незначительно. (См. также Бемидбар 26:7, где упоминается число детей Рувена при следующей переписи населения, которое не делится на 50.) См. также "Дерех Сиха", что Р. Хаим Каньевский сначала считал, что Тора округляет до ближайших ста, кроме как если число заканчивается ровно на 50, но его отец сказал ему что, по его мнению, все числа в Торе точные, и значит численность племен всегда делилось на десять.

[4] Казалось бы, невозможно сказать, что подсчет, упомянутый в книге Шемот, на самом деле был произведен не тогда, когда Моше спустился с горы, а только сейчас. Дело в том, что из серебряных половинок шекелей, которые использовали для подсчета, сделали базы Мишкана, который уже был построен до начала этой главы (тем не менее, см. ниже).

[5] См. Бемидбар Раба 1:10, Раши, Шемот 30:16, Малбим и Ознаим ЛеТора к нашей главе. Согласно этому, подсчет сейчас был повторен лишь, чтобы определить численность каждого племени, но общее число евреев было уже известно. Согласно другому объяснению, на самом деле разных людей считали в этих двух случаях, но получилось одинаковое количество (См. Рамбан  и Ралбаг). (Не исключено, что 3550 - число дополнительных евреев к 600 тысячам, имеет какую-то важность. Например, такова гематрия «תפתח את שתי האבנים על שמת בני ישראל», где говорится про камни первосвященника, на которых отпечатаны имена всех племен нашего народа.

[6] См. Рош Ашана 2а, что и в некоторых других законах годы считают не по дням рождения.

[7] Одно из преимуществ такого подсчета в том, что количество людей не меняется за те дни, пока продолжается перепись населения. Если же считать со дня рождения, то за время пока закончат считать, часть не подсчитанных уже выросли и стали двадцатилетними.

[8] С помощью этого объяснения проясняется также еще одна трудность: Тора говорит, что Моше было 80 лет, когда он стоял перед Фараоном. Т.к. козни египетские продолжались в течение года (Эдийот 2:10), и евреи были в пустыне 40 лет, то Моше должно было быть 121 год перед смертью, но Тора говорит, что ему было 120. Конечно, можно было бы сказать, что Моше не исполнился 121 год, но было 120 лет и несколько месяцев, но у наших мудрецов есть мнение, что Моше умер в свой день рождения, Седьмого Адара (Мегила 13б). Получается, что даже если Моше предстал перед Фараоном в день своего восьмидесятилетия, все равно все десять наказаний никак не могли произойти между седьмым Адара и 15-ым Нисана, когда евреи вышли из Египта! Но если мы скажем, что иногда Тора описывает возраст не по дням рождения, а согласно количеству прошедших "новых годов" (Рош Ашан) , тогда возможно Моше предстал перед Фараоном, после Рош Ашана, когда ему еще не исполнилось полные 80 лет, и возможно по мнению что Моше родился 7 Адара, нужно сказать что наказания Египта заняли всего 6 месяцев от 1 Тишре до 15 Нисана. (Существует еще другое объяснение, согласно которому наш народ провел в пустыне только 39 лет, см. Явец к Звахим 118б).

[9] Леках Тов.

[10] См. Аэмек Давар, Бемидбар 1:1.

[11] См. Песахим 6б.

[12] Тем не менее Рамбан считает, что и когда Тора записывает не в хронологическом порядке, это сделано чтобы закончить одну тему, прежде чем перейти к другой, см. также ГР”А к Сифра Децниута, первый перек.

[13] Например, Тора говорит в главе Вайишлах (Берешит 32:32), что из-за того, что произошло при поединке Якова с ангелом, еврейский народ не ест "гид анаше" (определенные жилы ног животных). Сама заповедь была дана на горе Синай, но записана здесь, по отношению к этому эпизоду (см. Хулин 100б, там также приводится и другое объяснение этих стихов).

[14] См. Бехор Шор, Даат Зкеним и Адар Зкеним. Заметим, что Рав Арье Каплан (Бемидбар 1:1) предлагает еще одну возможность. Может «второй месяц» упомянутый в этой главе считается от Тишре, и тогда, наоборот, здесь речь идет о подсчете, который уже произошел в книге Шемот.