Глава
Бехукотай.
Леилуй
Нишмат Лейб
бен Нахум и
Соня бат Йисраэль.
1. В упреках
нашей главы
не раз
используется
слово «кери»,
которое
больше нигде
в Торе не встречается.
Если мы будем
ходить перед
Творцом
«кери», то и Он
будет вести
себя с нами путем
«кери». Что
означает это
слово?
Простой
смысл этого
корня слова –
случайность.
Если мы ведем
себя с
Творцом, как
будто все
«случайность»
и мир не
управляется
Им, то Он и
впрямь как бы
пускает мир
на «самотек», и
тогда нашему
народу еще
хуже, чем
если бы Он
нас
наказывал
Сам.
(Возможный
пример этому
– Вторая
Мировая
Война;
интересно,
что фамилия
американского
госсекретаря
тоже Кери, и
кто знает
какой еще
вред он Хас
Вешалом
способен
принести
Израилю и
всему нашему
народу).
2. В конце
нашей главы
обсуждается
возможность
дать Храму
«эрех»
индивидуума
(сумму,
зависящую от
пола и
возраста).
Можно ли дать
Храму «эрех»
нееврея?
В мишне есть
диспут на
этот счет, и
халаха следует
мнению, что
можно
пожертвовать
«эрех»
нееврея.
3. А чей эрех
невозможно
дать?
Невозможно
дать «эрех»
ребенка до 30
дней, и
человека, пол
которого
неясен
(«тумтум» или
«андрогинос»).
4. Тора во
многих
местах, в том
числе и в
нашей главе
упоминает,
что при
выкупании
хозяином
нужно
добавить к
цене пятую
часть. Как именно
это
вычислялось, если
например
стоимость 1
доллар,
сколько нужно
было
заплатить?
Добавляется
четверть к
первоначальной
сумме.
Например,
если
стоимость
доллар, то выкупают
за $1.25.
Получается,
что пятая
часть от общей
суммы – это
дополнительные
25 центов. (Талмуд
называет
такую пятую
часть
«милебар» -
пятая часть
«снаружи», но
пятая часть
«внутри» -
«милегав» - это
просто пятая
часть, т.е. 20
центов).
5. Тора
говорит, что
Херем
человека не
выкупают
(Вайикра 27:29).
Что имеется в
виду?
Согласно
Рамбану,
имеется в
виду Херем,
который
установили
еврейские
лидеры, например
царь. Они
могли
установить
такой Херем,
нарушители
которого
отвечали
своей жизнью,
и тогда тех,
кто нарушил
постановление,
невозможно
было
«простить».
6. Про какую
десятину
(маасер)
говорится,
что ее можно
выкупать
(Вайикра 27:31)?
Имеется в
виду «маасер
шени» - вторая
десятина,
которую
отделяли в
первый,
второй, четвертый
и пятый годы
семилетнего
цикла, и ели в
Иерусалиме. Если
тяжело было
нести эту
пищу в
Иерусалим, то
ее выкупали
деньгами, и
на эти деньги
покупали еду
в Иерусалиме
и ели ее в ритуальной
чистоте.
7. Как
предыдущий
закон
относится
сегодня?
В наше время,
когда в
Израиле
отделяют
«маасер шени»,
т.к. есть его в
чистоте
невозможно, его
выкупают за
цену в одну
пруту. (По
Торе даже то,
что стоит
миллион
долларов
можно
выкупить на
«пруту».) Позже
монету
уничтожают
(т.к. в наше время
невозможно
на нее купить
пищу, которую
бы ели в
Иерусалиме в
ритуальной
чистоте).
Вопросы
по Халахе
(Йом Тов -
Шавуот):
8. Можно ли в
Йом Тов
носить на
улице ключи?
Хотя то, что
требуется в
сам праздник
можно носить
в Йом Тов
(если он не
попадает на
Шаббат), но
насчет
ключей есть
диспут,
поэтому желательно
чтобы те, у
кого дома
есть Субботний
замок с
комбинацией,
использовать
его и в Йом
Тов.
9.
Какие
мягкости существуют
в законах
«борер»
(выбирания) в
Йом Тов по
сравнению с
Шаббатом?
В Йом Тов,
можно
выбирать то,
что не нужно
и оставлять
то, что нужно.
Также, по
некоторым мнениям,
можно это
делать не
перед самой
едой, а
Субботу
можно
выбирать
только то,
что требуется
и только
перед самой
едой.
10. В этом году
Шавуот
попадает
сразу после Шаббата,
а значит
нужно делать
Кидуш вместе в
Хавдалой. А
как
поступают,
если нет вина
или
виноградного
сока?
Обычно
Хавдалу
нельзя
делать на
хлеб, но в этом
году, т.к.
Хавдала
делается
вместе с
Кидушем,
можно
сделать ее на
хлеб, как и
Кидуш.
Вопросы
на эрудицию:
11. Как звали
жену Р. Акивы?
Рахель (Авот
Дерабби
Натан 6:2).
12. Как звали
сына Р. Акивы?
У Рабби
Акивы были
сыновья и
дочери (см.
Авот Дерабби
Натан 6:2), и в
разных
местах
Талмуд
описывает
некоторые
истории про
них, но имена
большинства
из них не
упомянуты. Мы
знаем лишь,
что имя одного
сына было
Йехошуа
(Песахим 112а,
Швуот 6а, Тосефта
Некаим, 1).
Кстати
Аризаль (Шаар
Апсуким,
Ваеце)
считает, что
дочь Р. Акивы
звали Рахель,
как маму.
13. Как звали
тестя Р.
Акивы? Как
звали его
зятя?
В Мишне
упомянуто,
что имя тестя
Р. Акивы было
Йехошуа
(Ядаим 3:5), а в
Талмуде
упомянуто, что
какого-то
зятя Р. Акивы
тоже звали
Йехошуа
(Шаббат 147а). На
первый
взгляд
странно, что
и сына, и
тестя и зятя
Р. Акивы
звали Йехошуа.
На самом
деле, т.к.
принято
называть детей
по имени
дедушек,
неудивительно,
что и сын Р.
Акивы был
назван
именем
дедушки (см.
Тиферет
Йисраэль к
Ядаим 3:5). Тот же
автор похоже
считает, что
в Шаббат 147а
есть ошибка
переписчика,
и там
написано не
имя зятя, а
имя тестя
(хотен, а не
хатан). Кстати,
в другом
месте
упоминается,
что тестя Р. Акивы
звали Бен
Калба Савуа,
но это не
было именем
собственным
(там же).