Глава Бехар.

 

Законы запрета давать деньги в долг под процент и законы отпускания долгов в седьмой год.

 

1. Тора строжайшим образом запрещает давать другому еврею деньги или продукты в долг под процент. Этот запрет относится и к дающему в долг, и к берущему, и даже к  посредникам в этой сделке. Даже если должник уже вернул долг с процентом, мицва – отдать ему процент назад.

 

2. Даже если во время займа должник не собирался платить процент, но ко времени уплаты он решил сделать подарок одолжившему – это тоже запрещено. Также запрещается заранее давать подарки кому-то, чтобы потом он одолжил нам деньги.

 

3. Должнику запрещено делать что-либо в благодарность одолжившему ему. Даже если должник начинает теперь здороваться с одолжившим, если раньше он этого не делал – это запрещено.

 

4.  Запрещено давать другому в долг с условием, что потом он нам одолжит большую сумму или на более длительный срок.

 

5. В некоторых случаях запрещено одалживать продукты, цена которой постоянно меняется. Дело в том, что в момент уплаты цена может быть выше и получится, что должник выплатил больше, чем занял. Чтобы избежать запрета, нужно во время займа оценить стоимость продукта и поставить условие, что если продукт подорожает, должник выплатит деньгами стоимость предмета по нынешней цене.

 

6. Предметы, которые имеют известную цену, запрещено продавать дороже из-за того, что покупатель заплатит не сразу. Тем более нельзя говорить: «Если заплатишь сейчас, то продам за 10 долларов, но если заплатишь через месяц, то за 11».

 

7. Тора разрешает нам давать или брать под процент у нееврея. Существуют сложные законы о долгах, когда замешаны два еврея и нееврей (например, нееврей занимает у еврея, а потом дает в долг другому еврею, или нееврей занимает у еврея, а другой еврей гарантирует выплату, и так далее). Во всех конкретных случаях нужно посоветоваться с раввином. Также нужно советоваться с раввином в случае, если евреи хотят организовать партнерство между собой. Например, когда один вкладывает деньги, а второй руководит самим бизнесом, а прибыль делится. На этом основан так называемый «Хетер Иска» – специальный контракт, при котором в случае успеха вложивший получает заранее оговоренный процент, а в случае потери денег – вложивший также теряет.

 

8. Тора заповедует нам отпускать долги в конце года Шмиты (седьмого года). Те долги, которые не были выплачены до Рош Ашана, автоматически аннулируются. Следующий год Шмиты будет в 5768.

 

9. Если человек не хочет отпускать долги, он может оформить прузбул – специальную бумагу, по которой он передаёт еврейскому суду своих должников. Сделать кошерный прузбул Вам поможет компетентный раввин.

 

Глава Бехукотай.

 

Законы снимания десятины.

 

1. По закону Торы, с определенных видов растительной пищи нужно снимать труму, маасер и маасер шени. Трума составляла примерно 1/50 от всего урожая и отдавалась коэнам. Маасер составлял одну десятую от остатка и отдавался левитам. Второй маасер – одна десятая от остатка – имел различные законы. В третий и шестой годы семилетнего цикла маасер шени отдавался бедным. В остальные годы его нужно было есть в Иерусалиме. Если хозяину трудно было везти большое количество маасер шени, он мог выкупить его за деньги, на которые потом в Иерусалиме купить другую еду. В наше время тоже нужно отделять эти части урожая, но труму сегодня приходится сжигать, а второй маасер выкупают с помощью небольшой суммы денег.

 

2. Тора обязывает нас снимать труму и два маасера только с пищи, выросшей на Святой Земле, но раввины постановили, чтобы мы снимали эти части урожая также с пищи, выросшей рядом с землей Израиля (Вавилон, Египет и так далее). В странах, находящихся далеко от земли Израиля, снимать труму и маасер не обязательно. Тем не менее, во многих случаях ту пищу, которая выросла на Святой Земле, нельзя есть нигде, пока не будут сняты трума и маасер.

 

3. Обычно мы можем покупать свежие фрукты и овощи у неевреев. Тем не менее, нам нужно проверять, что эти фрукты не из Израиля. В случае покупки израильских фруктов нужна настоящая «ашгаха» – проверка раввинов, так как возможно, что с этих фруктов не были сняты трума и маасер. Кроме того, большинство нерелигиозных кибуцев обрабатывают землю в седьмой год, и тогда запрещено есть все, что у них растет. (То, что некоторые израильские раввины продают всю землю Израиля на седьмой год нееврею, по мнению большинства раввинов не помогает, и запрет обрабатывать землю остается в силе, кроме самого запрета – продавать Святую Землю нееврею.)