Вопрос:
В
этой
недельной
главе мы
находим
единственный
случай, когда
отрывок Торы
отделен от
всей
остальной
Торы
необычными
знаками: двумя
перевернутыми
буквами «Нун». Что
означают эти
знаки?
Ответ.
В
каком то
смысле, с
помощью двух
перевернутых
Нунов, Тора
разделяет
всю книгу
Бемидбар на
три части – то, что до
этого
отрывка, сам
отрывок[1], и то, что
после него.
Таким
образом,
можно сказать, что
всего книг
Торы
становится
не пять, а семь[2]! Это
подсказано в
стихе Притч
Шломо
(Мишлей, 9:1). Понять
смысл такого
разделения
можно, лишь
понимая
общую
структуру
всей Торы.
Вилленский
Гаон
объясняет[3],
что книги Торы
в общем соответствуют
семи нижним
Сфирам:
Книга: |
Сфира: |
Перевод
Сфиры: |
Берейшит |
Хесед |
Доброта |
Шемот |
Гевура |
Сила, суд |
Вайикра |
Тиферет
|
Великолепие |
3 части
Бемидбар |
Нецах -
Ход - Йесод |
Вечность -
Красота
-Фундамент |
Деварим |
Малхут |
Царство |
Действительно,
Берейшит -
это книга
доброты
Творца. Все
творение
мира - было
альтруистическим
актом. В этой
книге
описывается
жизнь наших
праотцев,
которые
наслаждались
миром
грядущим,
находясь в этом
мире[4].
Шемот
- книга
нашего
изгнания,
страданий, грехов
и наказаний.
В этой книге
описаны в частности
мучения
египетского
рабства, война
с Амалеком,
грех
золотого
тельца
и наказание
за него.
Таким
образом, эта
книга
соответствует
Сфире Силы и
Суда.
Вайикра
- книга в
основном
занимающаяся
заповедями
Торы - она
соответствует
Сефире Тиферет
(см. нашу
статью 10centuries.htm)
Бемидбар
включает
Сефиры Нецах,
Ход и Йесод.
Эти Сефиры
функционируют
вместе. Мы
уже не раз
обсуждали,
что в человеческом
теле, Сефиры
Нецах и Ход
соответствуют
двум ногам, а
Йесод -
Фундамент -
соответствует
органу, на
которой
делают
обрезание
"Мила". Сам
средний
отрывок (ВАЕhИ
БИНСОА hААРОН
…) – имеет 85 букв, как
Гемария
(числовое
значение)
слова
"Мила".
Наконец,
Деварим - это
проекция
всей Торы. Моше
суммирует
нашу историю
до
рассматриваемого
момента,
снова
обучает нас
заповедям
Торы,
предсказывает
историю
нашего народа
на будущее и,
наконец,
благословляет
нас.
Эта книга
началась, как
наставления
Моше, но в
результате
Создатель
включил и их
в Тору,
повелев
записать их,
как
отдельную
книгу
Деварим[5].
Интересно,
что и книга
«Эйха» (плач
Йеремеи) имеет
такую же
структуру.
Она тоже
состоит из
пяти глав, но
третья глава
делится на
три части[6].
Глава
книги: |
Сефира: |
Перевод
Сфиры: |
1 |
Хесед |
Доброта |
2 |
Гевура |
Сила |
4 |
Тиферет
|
Великолепие |
3
части
третьей[7]
главы |
Нецах -
Ход - Йесод |
Вечность
- Красота
-Фундамент |
5 |
Малхут |
Царство |
Первая
глава
соответствует
разрушению
Первого
Храма. Этот
Храм был
разрушен
Вавилонянами,
нацией,
связанной со
Сфирой Хесед.
Дело в том,
что и в
нечистой стороне
(Ситра Ахра)
существуют Сфиры.
Создатель
сделал всё в
нечистых
мирах по
подобию структуры
чистых[8].
Позже, эта
страна
попала под
влияние
потомков
Йишмаэля и не
случайно,
ведь
Йишмаэль происходит
из Хесед
нечистоты[9].
Вторая
глава
соответствует
разрушению Второго
Храма
Римлянами.
Этот народ
духовно
связан с
Эдомом,
происходившим
из Гевуры нечистой
стороны[10].
Три
части
третьей
главы
соответствую
потере трех
частей Торы
(письменная,
устная и секреты
Торы -
Каббала).
Четвертая
глава соответствует
концу дней и
войне Гога и
Магога. Наконец,
последняя
глава
соответствует
изгнанию
самого Б-жественного
Присутствия
(Шхины). Ведь и
Творец с нами
в нашем
изгнании. Эта
последняя
глава, как и
глава
Деварим -
печать всей
книги[11].
Наши
мудрецы учат[12],
что отрывок «ВАЕhИ
БИНСОА hААРОН
…» написан
здесь, чтобы
отделить
одно наказание
от другого. В
действительности,
Сфиры Нецах и
Ход связаны с
наказанием[13].
Да заслужим
мы полностью
вернутся к
Создателю не
через
наказания, а
добровольно, и
увидеть вскоре
долгожданное
избавление!
[1] Мы
произносим
этот отрывок,
когда
выносят Тору
«ВАЕhИ
БИНСОА hААРОН...».
[2] Талмуд
(Шаббат 116).
[3]
Вилленский
Гаон
объясняет
эти
закономерности
в своих
комментариях
к Агаде
Тамуда (трактат
Бава Кама,
стр. 55) а также в
комментариях
к Зоару (3:155).
[5] См. Ор
Ахаим Акодеш
к началу этой
книги
[6] В книге
Эйха, все
главы, кроме
третьей
имеют по 22
стиха, а третья
глава имеет в
три раза
больше
стихов, по
три на каждую
букву
алфавита.
[7] Обсуждение,
почему
третья и
четвертая
главы
соответствую
Сфирам в
обратном
порядке,
выходит за
рамки этой
статьи (см.
комментарии
Гаона там, а
также к Агаде
трактат
Брахот, стр. 54).
[11]
Аризаль
выбрал ее как
кульминацию
«Тикун Хацот»
(специальные
молитвы в
память о
разрушении
Храма,
которые
произносят в полночь).
[13] См.
Афике Ям к Талмуду
(Шаббат 116б) и
наши слова в статье
10centuries.htm.