Леилуй Нишмат Фейга бат Яков.

 

Вопрос: В нашей главе описываются законы Песах Шени. Каким образом были установлены эти законы и в чем смысл этого дня?

 

Ответ: В нашей главе описывается уникальный случай, когда Всевышний установил законы по просьбе людей. Когда пришло время проносить корбан Песах, через год после выхода из Египта, некоторые евреи были ритуально нечистыми и попросили возможность компенсации[1]. Всевышний согласился и дал им специальный день ровно на месяц позже[2], чтобы принести такой же корбан, и есть его также, как едят Корбан Песах: жареным на огне с мацой и марором. При этом, сам день Песах Шени и ночь после него ничем не отличаются от обычных дней: они не являются праздничными и в них можно есть хамец[3].

 

Согласно писаниям Кабалы[4], первый Песах связан с правой стороной управления, а второй - с левой. Дело в том, что Песах - праздник нашего избавления, когда Всевышний по доброте Своей спас нас, хотя мы еще не заслуживали. Второй же Песах дан нашему народу по нашей инициативе и связан с "отраженным светом[5]" суда. Также и месяцы Нисан и Ияр связаны со Сфирами Хесед и Гвура соответственно[6].

 

В наше время, Второй Песах не имеет никаких конкретных законов, и этот день даже не упоминается в Шулхан Арухе. Тем не менее, во многих местах принято не говорить Таханун в этот день, а некоторые также отмечают этот день тем, что едят кусочек мацы[7].

 

Иерусалимский Талмуд[8] приводит диспут в случае, если мы сможем построить Храм между Первым Песахом и Вторым, нужно ли будет тогда всем евреям приносить Песах Шени? Хотя этот диспут остается неразрешенным, так как ко времени построения Третьего Храма, все диспуты будут разрешены[9], нам не о чем беспокоиться!

 

Да заслужим мы увидеть Третий Храм и возобновление заповедей связанных с ним.

 

Перейти к предыдущей статье



[1] Видимо из-за особой важности именно этого приношения, которое можно было сделать только 14-ого Нисана после полудня. На самом деле, в случае остальных праздников, можно было приносить корбан Хагига в течение целой недели, и поэтому подобной компенсации не требовалось.

[2] См. также наши слова к главе Ки Тиса.

[3] Мишна, Песахим 9:3.

[4] См. Зоар, Рая Мехемна 3:152б.

[5] См. наши слова к главе Ваера.

[6] См. наши слова про 17 Тамуза и 9 Ава.

[7] Некоторые также едят и кусочек марора, а есть и те, кто едят также яйцо (см. «Минхаг Йисраэль – Тора», 493:10. Насчет того, когда именно следует есть мацу - в день 14-ого или в ночь на 15 Ияра, см. там же).

[8] Песахим 63б от имени Тосефты 8:2, см. также Мешех Хохма, Бемидбар 28:16.

[9] Либо пророком Элияху, либо действующим Санхедрином.