Леилуй
нишмат Лейб
бен Наум и
Соня бат Йисроэль.
Вопрос: В
начале этой
главы мы
читаем про
заповедь зажигания
свечей
Меноры. Зачем
Тора снова
это
упоминает и
почему именно
здесь?
Ответ: Раши[1]
(Бемидбар 8:2) приводит
удивительный
Мидраш, согласно
которому после
приношения двенадцати
принцев остальных
племен, описанных
в конце
предыдущей
главы, Аарон
тоже хотел
принести
пожертвование,
но Всевышний
сказал ему, что
его мицва
зажигания
свечей – лучше
любой жертвы.
Даже когда
все
остальные
приношения в
Храме
прекратятся, зажигание
свечей будет
продолжаться.
В
принципе, зажигание
Храмовой
Меноры можно
было делать
только пока
Храм стоял, и поэтому
на первый
взгляд
непонятно, что
имеет в виду
Мидраш, говоря
что мицва
зажигания
свечей будет
вечной. Рамбан
объясняет от
имени Рава
Нисима Гаона,
что имеется в
виду чудо
Хануки. После
того, как
потомки Аарона
отвоевали
нашу землю от
греков, наши
мудрецы
установили[2]
заповедь[3]
зажигания
Ханукальных
свечей в
память о чудесном
избавлении[4].
Интересно,
что
существуют
дополнительные
параллели
между нашей
недельной
главой и
чудом Хануки.
В этой главе
написан стих
(10:9), который лучше
всех остальных
стихов Торы подсказывает
чудо Хануки
(Бемидбар 10:8-9): «[Сыны
Аарона, коэны,
будут трубить
в трубы, и это
будет для вас
установлением
вечным для всех
ваших поколений.] А когда
пойдете вы на
войну в вашей
стране против
врага,
притесняющего
вас, то
трубите в
трубы[5]
трубным
звуком, и
вспомнит о
вас Б-г, Всесильный
ваш, и будете
вы спасены от
врагов ваших.»
В нашей
истории было
немало
чудесных
спасений
нашего
народа от
врагов. Тем
не менее, чудо
Хануки
подходит к
словам этого
стиха более любого
другого чуда.
В отличие от
праздника
Пурим, здесь
упоминается, что
враг встанет
против нас
именно на
нашей земле,
как было во
время Хануки.
В этом стихе также
подсказывается
спасение
нашей нации
руками коэнов,
потомков
Аарона. Хотя
в течение
нашей
истории, наш
народ видел и
другие
чудесные
спасения[6],
это
единственное
спасение
руками потомков
Аарона. Заметим
также, что
наши мудрецы
не
установили
читать хвалебные
псалмы
Халеля ни в
память ни
одного
другого спасения.
В отличие от
остальных
чудес, которые
обычно были
временными, и
через
несколько
десятков лет
наш народ снова
начинали
угнетать, чудо
Хануки
освободило Иудею
на пару сотен
лет[7].
Это было
наверно
самым
успешным
восстанием
еврейского
народа в
течение истории[8].
Самое
интересное – это
то, что
именно в этом
стихе
подсказан Матитьяху
- зачинщик
восстания
против
Греков с
равными
интервалами
в шесть[9]
букв – минимальным[10]
интервалом
по всей Торе:
וַהֲרֵעֹתֶם
בַּחֲצֹצְרֹת
וְנִזְכַּרְתֶּם
לִפְנֵי יְ-הֹוָה
אֱ-לֹהֵיכֶם
וְנוֹשַׁעְתֶּם
מֵאֹיְבֵיכֶם
Да
заслужим мы и
сейчас, во
время, когда
наш народ
опять в опасности,
чтобы
Всевышний «вспомнил»
о нас, и
послал Свое полное
спасение.
[1] Раши
приводит
Мидраш не
полностью, мы
процитировали
здесь весь
нусах в
Бемидбар
Раба 15:6.
[2] См.
также Нефеш
Ахаим 1:22, что
именно из-за
того, что
чудо Хануки
подсказано в
Торе, наши
мудрецы установили
дополнительную
мицву раввинов
на все
поколения.
[3] Действительно
– это
единственная
заповедь
раввинов в
память о
службе в
Храме. Мы не
делаем никаких
акций
подобных
приношениям
в Храме, а
наоборот, мудрецы
боялись
устанавливать
что-либо, напоминающее
о жертвах. Причина
в том, что
приношение
жертв вне
Храма строжайше
запрещено, даже
когда сам
Храм
разрушен. Так
например мы
не едим в
ночь на Песах
жареное мясо,
чтобы не было
ни в чем
похоже, как
будто была
принесена
Пасхальная
жертва. И, тем
не менее, мудрецы
не боялись
установить
зажигание Ханукальных
свечей вне
Храма, в
память о чуде
Хануки. Интересно,
что и Халел, который
мы читаем в
дни Хануки, не
был
установлен в
память о
других
чудесных
избавлениях
нашего
народа, как
будет
описано ниже.
[4] Более
того, согласно
нашим
мудрецам, построение
Мишкана в
пустыне было закончено
25 Кислева, но
Всевышний
отложил его
установление
до месяца
годовщины
нашего
выхода из
Египта, а 25
Кислева
приготовил
для более
позднего «установления
Храма».
[5] Сам
факт, что
во время
войны Хашмонаи
трубили в трубы,
тоже упомянут
в книгах
описывающих
это восстание
(Йосефун, Древности
7:7:4; Книга
Макабеев 1:3:54), но
это само по
себе не
является
необычным, т.к.
было часто принято
поступать
так во время
войны.
[6] Например,
спасение Гидона
от Мидьянитян,
спасение
Барака и
Деворы от
Сисры, спасение
Эхуда от
Моава и т.д.
[7] См.
Рамбам, Законы
Хануки. См. также
Вопросы и Ответы
Минхат Йицхак
10:10.
[8] В
период Второго
Храм и после
него, это
было
единственным
успешным
восстанием, в
отличие
например от
восстания
против
Римлян, кончившегося
разрушением
Храма, и
восстания
Бар Кохбы,
сначала
имевшем
успех и
поддержку
мудрецов
Торы, но
окончившегося
полным
поражением.
[9] Когда я
сообщил о
результате
внуку Р. Вайсмандела,
тот написал
мне, что
может быть,
число шесть
соответствует
Матитьяху и
его пяти
сыновьям - главам
восстания.
[10] Поискать
Матитьяху с
минимальным
интервалом
мне пришло в
голову, т.к. Р. Вайсмандел
обратил
внимание, что
его имя появляется
в самом конце
Торы с интервалом
в 49 букв. Таким
образом,
последнее
чудо
подсказано в
самом конце Хумаша.
Я подумал: почему
бы не поискать
«Матитьяху» с
минимальным
интервалом, ведь
на этом
базируются
сегодня
большинство
статистических
экспериментов
"Кодов Торы" (Эту
идею
предложил Р. Дорон
Вицтум, чтобы
выделить для коротких
слов один "главный
код"; будучи
физиком, он
использовал идею
наподобие
резонанса, отделяющего
одну из
множества
волн ...) Интересно,
что и слова "Хашмонаи"
и "Йемей
Ханука" (дни
Хануки) проходят
по нашей
главе с минимальными
интервалами
из всей книги
Бемидбар.