Леилуй
Нишмат Фейга
бат Яков.
Вопрос: В
нашей главе
мы читаем о
разговаривающей
ослице
Билама. Как
объяснить
этот эпизод?
Ответ:
Как мы уже не
раз
рассказывали,
среди
комментаторов
есть разные
подходы к
чудесам Торы.
В то время
как многие
мудрецы, принимают
чудеса
дословно,
другие
пытаются объяснить
большинство
чудес как
редкие, но возможные
по природе
события[1],
или
аллегорически.
В этой
главе мы
читаем, как
Творец
"открыл рот
ослице Билама".
Во всей Торе
есть лишь два
места, где животные
разговаривают:
в эпизоде со
змеей и Хавой,
и здесь.
Согласно
простому
смыслу, оба
эпизода были
колоссальными
чудесами, и животные
действительно
разговаривали.
В случае
змеи,
возможно, что
в "райском
саду" до
греха Адама,
животные
были на более
высоком
уровне[2],
и могли
говорить, или
не исключено,
что только
змее был дан
дар речи.
Возможно
также, что
говорила не
сама змея, а
какая-то
духовная
сила[3],
которая
спустилась в
нее для
испытания Хавы
и Адама[4].
Что касается
ослицы
Билама,
простой
смысл Торы
показать всю
нелепость[5]
ситуации:
"пророк",
который идет
проклинать
еврейский
народ, не
знает, что
ответить на
поучения
своей ослицы!
Чудо
разговаривающей
ослицы
настолько
необычно[6],
что наши
мудрецы подчеркивают
его, как одно
из
специальных
чудес
приготовленных
еще вначале
творения
мира.
Согласно Рамбаму[7],
они хотят
сказать, что
т.к. Творец не
меняет
установленные
законы,
чудеса
подобного
калибра в
каком то смысле
должны были
быть
установлены
в самом
начале, как
законы природы.
Тем не
менее,
существует и
аллегорическое
объяснение[8],
согласно
которому Ган
Эден - это
аллегория[9],
подсказка на
столкновение
первых людей
с "ецер ара".
Знание
приводит к
боли, как
сказал
Эклизиаст (1:18), и
"древо
знания"
привело к
испытаниям. Что
касается истории
с ослицей
Билама,
многие
объясняют[10],
как
происходящей
не наяву, а в
видении.
Да
откроет нам
Всевышний
глаза, чтобы
мы глубже
понимали
слова Торы.
[2] См.
например Аризаль,
Тааме Мицвот,
Экев.
[3]
Обычно
называемая
Сатан –
оппонент.
[4] См.
например
Пирке ДеРаби
Элиэзер 12, Сефер
Бахир, Зоар 3:100б.
Интересно,
что по
отношению к
змее, Тора не говорит,
что
Всевышний "открыл
ей уста", как
сказано по
отношению к ослице
Билама. Радак
в
комментариях
к Берешит говорит,
что на это
есть скрытая
причина (дерех
ханистар).
Сатмаровкий
Реббе (Дивре
Йоэль, Берешит)
объяснял
подсказку Радака
тем, что Тора
не хотела
ассоциировать
Всевышнего с
чудом,
которое
привело к
падению
Адама.
Возможно
также, что
слова Радака подсказывают,
что историю
Ган Эдена
нужно
понимать
аллегорически.
[5] В
общем, вся
наша глава
написана с
некоторой
иронией.
Человек, чьи
благословения
и проклятья
должны
сбываться, и
который
кичился
знанием
"даат Эльён" -
мыслей Творца,
сначала
пытается
обхитрить
Всевышнего, а
потом не
видит того,
что видит его
ослица, и
кончает тем,
что его
выгоняют без
почестей, о которых
он так мечтал.
[6] Но согласно
Р. Бахъе (22:28),
говорила на
сама ослица,
а ангел.
[7] См.
его комментарии
к Авот и также
Море Невухим
2:29. См. также Меири,
Авот 5:8 для
другого объяснения.
[9] Кроме
этого
возможно, что
история Ган
Эдена
действительно
произошла, но
змея ничего не
говорила, а
лишь лазила
по дереву, и
Хаве казалось,
что она хочет
ей сказать,
что ничего не
случится,
если съесть
запретный
плод.
[10] См.
Море Невухим
2:42, Мидраш Биур, см.
также Ибн
Эзра и
Абарбанель 22:28.
Видение
могло
произойти
еще когда
Билам был
дома, или уже
в пути.