בס"ד

 

В этом очерке мы обсудим немного пост Девятого Ава, поговорив и об этом самом грустном месяце, обсудив общий порядок месяцев в нашем календаре, а потом прокомментируем некоторые стихи из книги Эйхи[1] (плача Йеримеи).

 

День поста Девятого Ава – самый грустный день нашего года. Много несчастий произошло с нашим народом в этот день. В этот день началось наказание поколения пустыни – им запрещено было зайти в землю Израиля. Оба Святых Храма были разрушены в этот день. Девятого Ава было подавлено восстание Бар Кохбы и тысячи евреев были убиты. В этот день были изгнаны из Испании все евреи, которые отказались перейти в христианство. Несчастья продолжают происходить в этот день из поколения в поколение. (Даже некоторые неевреи заметили, что случайным образом не может происходить столько плохого в один и тот же день. Как заявил один французский историк, для него одного лишь Девятого Ава достаточно, чтобы увидеть «руку» Всевышнего в истории.) Одно из недавних страшных событий, которые произошли Девятого Ава, – начало Первой мировой войны. Мы решили рассказать здесь об этом подробнее. Эта страшная кровавая война привела к огромным переворотам в древних и хорошо организованных еврейских общинах. Многие евреи были изгнаны из своих домов, стали беженцами, многих забрали в армию, и они не вернулись домой…

 

Один из трагических результатов Первой мировой войны – колоссальный спад традиционного соблюдения заповедей. Нарушение Субботы распространилось среди европейских евреев, авторитет раввинов стал быстро падать. До этого большинство евреев Центральной и Восточной Европы были очень религиозными, ревностно исполняли заповеди Торы. Только евреи западноевропейских стран оставили религию еще раньше, когда движению реформизма (hаскалы) удалось привлечь большинство населения на свою сторону. Но после Первой мировой войны даже польские, литовские и белорусские евреи начали отходить от заповедей вслед за братьями с запада.

 

Ещё один результат Первой мировой войны – ослабление царской армии в России. В результате у большевиков появилась долгожданная возможность совершить переворот и захватить власть. Кроме того, после нескольких лет кровопролитной войны, сопровождаемой погромами, Советской России удалось завоевать Украину. После победы Красной Армии погромы прекратились, но духовный уровень евреев стал быстро падать. Всего через несколько лет большинство советских евреев уже называло себя атеистами.

 

Между тем, из-за послевоенной разрухи в европейских странах, множество евреев устремилось в «золотые страны» – Америку, Канаду и Южную Африку. В те времена там не было ешив, почти не было раввинов, и немногие из евреев оставались верными Торе. Большинство предприятий работали по Субботам, и у работников не было возможности соблюдать Шабат. Были такие, кто рано утром в Субботу молился в синагоге, а потом со слезами на глазах отправлялся на работу. Тех немногих, кому удавалось найти пропитание, не нарушая Субботы, ожидала новая проблема – воспитание детей. Ребенок, окончивший государственную школу, редко имел какое-либо желание соблюдать заповеди Торы. Для него соблюдение заповедей было просто обузой, не позволяющей ему смешаться с американским обществом.

 

Между тем, среди евреев Европы начали распространяться идеи двух общественных движений – социализма и национализма. Социализм обещал равенство всем национальностям и социальным группам. Национализм призывал всех евреев собраться в какой-нибудь стране, где их судьба не будет больше зависеть от «милости народов» и им не придется больше уповать на их «Отца Небесного». Оба движения считали религиозных евреев своими врагами.

 

Пока два новых движения завоевывали сердца молодежи, традиционные евреи вдруг оказались в весьма незавидном положении преследуемого меньшинства. Тяжело представить чувство молодого ученика ешивы тех времен. Сегодня ортодоксальные евреи, конечно, не самая популярная группа, но и открытой ненависти в Америке мы тоже не испытываем. А в том поколении религиозных евреев просто презирали. Нередко молодой коммунист или сионист мог избить ученика ешивы.

 

Наш народ стал теперь свидетелем исполнения страшных проклятий, предсказанных поколению «Хевлей Машиах» – предродовых схваток перед приходом Машиаха. Талмуд (Сота 49 и Санхедрин 97) четко описывает характеристики евреев этого поколения – наглость, неуважение к старшим, издевательство над теми, кто соблюдает заповеди, – «лицо поколения как морда пса», как говорит пророк, некому упрекнуть злодеев.

 

Одновременно с духовным падением нашего народа начались и наказания. Запрет на кошерный убой скота, обязанность держать магазины открытыми в Субботу – это лишь немногие из законов, установленных европейскими нациями против нас. Как обычно, наказания соответствовали провинности («мида кэнегед мида» – мера за меру – закон Высшей Справедливости): нарушение заповедей кашрута и Субботы привело к усложнению их соблюдения.

 

Между тем, Германия была оскорблена своим поражением в Первой мировой войне и затаила мысль о реванше. Она потеряла силу и престиж. Победители заставили её платить большие репарации, фактически обесценив её валюту. Через пятнадцать лет после конца войны на редкость жестокий человек захватил власть в государстве. Все мы знаем сегодня его имя – Адольф Гитлер. Он уверял немцев, что евреи виноваты в поражении Германии (и всех остальных несчастьях). Вскоре после прихода Гитлера к власти Германия стала создавать сильную армию, готовясь к следующей войне.

 

В Германии издали антисемитские законы (здесь также действовал принцип – наказание соответствует провинности). Евреям теперь запрещено было жениться на нееврейках, нельзя было посещать нееврейские места развлечения (театры и кино). Позже евреи должны были носить желтую звезду, а к их именам добавили Абрам и Сара[2].

 

Пока евреи Германии испытывали это необычное отношение к себе – одни в надежде, что тяжелое время скоро пройдет, другие в поиске страны для эмиграции, – восточноевропейские раввины пытались всеми силами вернуть евреев назад к соблюдению заповедей. Как Мордехай в своем поколении, они пытались привести евреев к раскаянию перед нависшей угрозой уничтожения. К сожалению, в отличие от Мордехая, их голос не услышали. Сегодня, перечитывая их предупреждения, мы не перестаем удивляться, как точно великие мудрецы поколения предвидели приближающуюся катастрофу. Магид из Кельма, Рав Симха из Двинска, Хофец Хаим, Рав Эльханан Вассерман и другие раввины в точности предсказали события, происшедшие после их смерти.

 

В ‘39 году Россия и Германия разделили Польшу между собой. Наказание опять соответствовало греху – большинство из трехмиллионного еврейства Польши было социалистами или националистами, а теперь они оказались под властью двух режимов – советского социализма и немецкого национализма.

 

О продолжении Второй мировой войны все мы хорошо знаем. Немцам удалось завоевать большую часть Европы, где они систематически занимались уничтожением евреев. После окончания войны лишь небольшая часть европейского еврейства осталась в живых. Еврейские центры и основные ешивы были разрушены, немногие религиозные евреи, оставшиеся в живых, вернулись морально сломленными. Кроме того, восточноевропейские государства с ужасающей быстротой превращались в социалистические страны.

 

Это было, наверное, самой низкой точкой падения в истории нашего народа – число религиозных евреев по всему миру сократилось до минимума, причем многие из них потеряли значительную часть членов своих семей. Они оставались разрозненными, бедными, без надежды и желания продолжать жить. И как раз тогда сбылось следующее предсказание Торы – началось движение возвращения назад, к традиции и религии отцов – «баалей тшува». Количество религиозных евреев увеличилось за последние два поколения во много раз и продолжает расти в точности, как Тора предсказывает после описания страшных страданий нашего народа: «И сбудутся на тебе все эти слова, благословения и проклятия, которые я тебе изложил, и ты осознаешь их среди народов, к которым забросил тебя твой Бог. И тогда вернешься к своему Богу, и будешь служить Ему, исполняя все, что я заповедую тебе сегодня, ты и твои дети, всем сердцем и всей душой».

 

Теперь мы немного обсудим общий порядок месяцев нашего календаря и причины почему наши наказания попали на месяц Ав. Известно[3], что шесть летних месяцев и шесть зимних месяцев являются проекцией друг друга. Оба периода из шести месяцев соответствуют Сфирам от Хесед до Йесод[4] по порядку:

 

Летние месяцы:

Зимние месяцы:

Сфира:

Перевод Сфиры:

Нисан

Тишре

Хесед

доброта

Ияр

Хешван

Гвура

сила

Сиван

Кислев

Тиферет

великолепие

Тамуз

Тевет

Нецах

вечность

Ав

Шват

Ход

красота

Элул

Адар

Йесод

фундамент

 

Таким образом выход из Египта произошел в месяц доброты (Нисан); в Ияр наша нация вела войну с Амалеком (Гевура); в Сиван была дана Тора (Тиферет). Таммуз и Ав были временем, когда разведчики исследовали землю Израиля. Эти два месяца были переданы нечистой стороне[5] и в эти времена с нашей нацией случались самые большие катастрофы[6]. Наконец, Элул – Йесод, (астрологический знак этого месяца - дева) - время, делать Тшуву (возвращаться к Творцу).

 

Точно так же зимние месяцы начинаются с Тишре - счастливого месяца праздников (Хесед). Хотя этот месяц начинается с Судных Дней, наше время суда тоже считается  счастливым[7]. Кончается этот месяц праздником Суккот – самым веселым из всех праздников[8]. Хешван (Гевура - Суждение) грустный месяц, когда начался Всемирный Потоп и когда Йеровам сделал два Золотых Тельца[9]. Кислев - счастливый месяц, когда случилось чудо Хануки. Следующие два месяца (Тевет и Шват) грустны[10], так же, как соответствующие летние месяцы. Десятое Тевета – день поста, в память о событиях, предшествующих разрушению Первого Храма. Шват превращается в счастливый месяц после пятнадцатого числа (Нового года деревьев), так же, как 15-ое Ава - счастливый день, и также остаток месяца[11]. Наконец, В Адар случилось чудо Пурима, и этот месяц соответствует Сфире Йесод, так же, как душа Мордехая[12].

 

Бней Иссахар (Таммуз-Ав) пишет от имени Сефер Йецира объясняет, что буквы алфавита, которые соответствуют месяцам Таммуз и Ав: "ח" и "ט" составляют вместе слово "грех". Наши мудрецы учат[13], что яд змеи находится между ее зубами. Змея "נחש" имеет буквы "שן" )зуб( и букву "ח" между ними. Точно так же слово "שטן" - Сатан имеет буквы "שן")зуб(  и букву "ט" между ними[14].

 

Обсудим теперь немного саму книгу Эйха. Четыре из пяти глав книги Эйха структурированы в алфавитном порядке, за исключением буквы "ע" - "Аин", которая следует за буквой "פ" - "Пей" вместо того, чтобы предшествовать ей. Наши мудрецы[15] объясняют причину на это. Слово "Аин" также означает «глаз». Слово "Пей" также значит «рот». Разведчики, которых посылали, чтобы осмотреть Святую Землю принесли ложное сообщение, они сказали ртами то, что они не видели глазами.

 

В пятой главе мы читаем: "Наши отцы грешили (хату) и нет их, а мы за их грехи (авонот) страдаем". Дело в том, что наказание постигло наших предков за их малые грехи (хату - значит грешили случайно). Зато их специальные грехи портят на верху так, что последствия остаются и следующим поколениям[16]. Заметим, что души людей сами приходят в этот мир снова, обычно, как потомки свои детей, и выходит, что они получают наказания за свои грехи, в предыдущей жизни.

 

В конце книги Эйха, мы читаем: «Верни нас Всевышний к Себе, и мы раскаемся, обнови наши дни, как в прошлом». Известно, что 248 положительных заповедей Торы соответствуют органам человеческого тела, а 365 отрицательных заповедей - соответствуют дням года. Вилленский Гаон объясняет, что, не исполняя положительные заповеди, мы портим 248 частей нашей духовной структуры и нашего физического тела. Преступая же запреты, мы разрушаем наши дни. Раскаявшись, мы просим Творца исправить наши органы и вернуть нам назад наши дни!

 

Да заслужим мы, полностью вернутся к Создателю и увидеть избавление, чтобы никогда больше не пришлось читать книгу Эйхи, сидя на полу, и все слезы были стерты с лиц!

 

Законы Девятого Ава.

 

1. Из-за грусти, связанной с этими днями года, уже начиная со дня поста 17 Тамуза, наш народ принял на себя определенные запреты, чтобы напомнить об этих грустных днях. С приближением поста все больше запретов входит в силу. Уже в течение трех недель между 17 Тамуза и 9 Ава мы не слушаем музыку[17]. Ашкеназские евреи не женятся все три недели, а сфарадим разрешают жениться до конца месяца Тамуз. Начиная с 1 Ава и до дня после поста любые веселья прекращаются.

 

2. Начиная с Первого Ава ашкеназим перестают стирать бельё, а также носить свежевыстиранное бельё, а у сфарадим запрет начинает действовать только с воскресенья перед постом.

 

3. Большинство сфарадим перестают есть мясо и пить вино 2-ого Ава, а ашкеназим – первого. В Субботу запрет не действует. Слабые и больные люди, которым нужно мясо для здоровья, должны посовещаться с раввином.

 

4. Сфарадим перестают стричь волосы, начиная с воскресенья перед постом, а ашкеназим – с 17-ым Тамуза. Стричь ногти запрещается только начиная с воскресенья.

 

5. Вечером перед постом устраивают последнюю трапезу, желательно есть сидя на полу. Нельзя есть больше одного блюда, прошедшего горячую обработку.

 

6. В сам день поста запрещено:

 

- изучать Тору (кроме грустных тем);

- мыться. Утром и после посещения туалета мы моем лишь пальцы рук;

- использовать крем;

- носить кожаную обувь;

- иметь отношения с супругой.

 

7. Девятого Ава мы не приветствуем других людей. Все евреи в этот день подобны скорбящим об умершем родственнике. Вечером молятся, сидя на полу, с минимальным количеством света. Утром мы продолжаем сидеть на полу до конца шахарит, а сфарадим садятся на стулья только ко времени минхи. В большинстве мест тефилин и талит гадоль не надевают утром, а лишь к молитве минха.

 

8. Обычную работу Девятого Ава делать не следует. У ашкеназим разрешают делать неотложную работу после полудня. Во всех случаях следует спросить у раввина.

 

9. Некоторые законы траура относятся и к следующему дню – 10 Ава, а полностью мы начинаем себя радостно чувствовать лишь к 15 Ава. В будущем Всевышний сделает Девятое Ава праздничным и весёлым днем.

 

 

 

 



[1] Эту книгу читают Девятого Ава и она описывает страдания нашего народа во время разрушения Первого Храма. Сама книга была написана пророком еще до разрешения Храма, как предсказание того, что впоследствии произошло. В этой книге пять глав, как и пять книг Моше в Торе. Совпадение здесь не случайное, как мы обсуждали в наших комментариях к главе Бехаалотха.

 

[2] Получилось, что когда евреи не хотели отделиться от народов мира добровольно, сами неевреи отделили их.

[3] Аризаль, Шаар Акавонот, Рош Ашана; Нахар Шалом 39б.

 

[4] Относительно Сфирот, см. наши комментарии к главе Деварим.

 

[5] См. Зоар 2:78б, см. также Бен Иш Хай, предисловие к законам Девятого Ава.

 

[6] См. наши комментарии к главе Деварим, где описывается, что и в течение столетий, соответствующих Нецах и Ход, с нашей нацией случались худшие наказания. Эти наказания предсказаны в главах Торы Ки Таво и Ницавим, также соответствуя этим двум Сфирам.

 

[7]  См. Иерусалимский Талмуд, Рош Ашана, 7б.

 

[8] См. наши комментарии к главе Эмор.

 

[9] См. наши комментарии к главе Ки Тиса.

 

[10] См. Зоар 2:12а.

[11] То же относится и к столетию соответствующему концу Сфиры Ход и второй половине главы Ницавим, см. наши комментарии к главе Деварим. 

 

[12] См. Аризаль, Шаар Акавонот, Пурим.

 

[13] Талмуд, Синедрион 78.

 

[14] Получается, что слова «змея» и «Сатан» оба имеют слово зуб, а также эти две буквы соответствующие двум грустным месяцам. Вообще, "ח" и "ט" подсказывают два типа ненависти: открытую вражду и секретную ненависть, прикрытую лицемерием, когда поражают через Лошон Ара (сплетни и порчу чужой репутации). Грех разведчиков тоже считается видом Лошон Ара о Земле Израиля (Талмуд, Арахим, 15а, см. ниже).

 

[15] Талмуд, Синедрион 104б, Раши к Эйха 2:16.

 

[16] Аризаль, Шаар Апсуким, книга Иова, симан 9.

 

[17] Слушать современные песни, содержащие пошлости и мат в любом случае запрещено. Слушать еврейскую или классическую музыку в течение года, многие разрешают, но в эти три недели запрещено и это.